Библейская теология богослужения. От прообраза к образу

Статті про літургію 12 травня 2016 0 84

В этом уроке мы рассмотрим развитие богослужения от Едемского сада к Синаю и новому творению.

Ветхозаветное богослужение является прообразом и тенью новозаветного богослужения. Ветхозаветное богослужение достигает зенита во Христе и новом завете.

Мы начнем наше исследование с принципов богослужения Едемского сада, затем перейдем к ветхозаветному богослужению Синая и, наконец, рассмотрим полноту богослужения, введенного в Новом Завете.

Хотя мы кратко рассмотрим и другие отрывки, этот урок будет основываться на таких главных отрывках Писаний, как Бытие 2 и 3, Исход 19 и Иоанна 4[1].

  1. Богослужение в раю, храм и новое творение

adam_and_eve_in_the_garden_of_eden_by_wenzel_peter_pinacoteca_vaticanaАдам был первым пророком, священником и царем. Он встречался с Богом и поклонялся Ему в раю. Адам был призван возделывать и хранить Едемский сад.

Едемский сад был первым храмом. Впоследствии, когда Израилю был дан храм, он был лишь копией Едемского сада. Как Едемский сад был прообразом нового творения, так и храм, данный Богом Израилю, отражал будущее новое творение.

Первоначальное творение было разделено на три части: Едемский сад, Едем и остальная часть творения (Быт. 2:8–10). Едемский сад был местом обитания человека и должен был со временем распространиться на все творение (Быт. 1:28). Это тройное разделение повторяется и в ветхозаветном храме. В нем было Святое место для Бога (Едем), святое место для священников (Едемский сад) и двор храма, где могли пребывать все остальные. Каждая из этих трех сфер указывала на все возрастающую святость. Во-первых, мы видим Едем, место обитания Бога; во-вторых — Едемский сад, или рай, — место, где трудился Адам; и в-третьих — мир вокруг сада, который не является садом, но все же «весьма хорош». Далее, слова, описывающие встречу Бога с человеком в Едемском саду аналогичны тем, которые описывают пребывание Бога среди Израиля.

«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю…» (Быт. 3:8)

«И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев. 26:12).

«Ибо Господь, Бог твой, ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих в руки твои, а посему стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя» (Втор. 23:14).

Бог заповедал Адаму возделывать и хранить Едемский сад. Подобная «земледельческая» терминология использована и по отношению к священникам, которым было заповедано служить в скинии и хранить ее (1 Паралипоменон 9:23 и 2 Паралипоменон 23:19).

Адам был священником и, будучи священником, он должен был хранить сад от всего злого и нечистого[2]. В книге пророка Иезекииля священники также были хранителями храма (Иез. 44:24). Итак, Адам должен был хранить свой храм и не допускать, чтобы в него проникло что-либо нечистое (змей/сатана). Адам был одновременно и царем, и священником в саду. Так как Адам должен был плодиться, размножаться и наполнять всю землю, он должен был расширять пределы сада-храма до тех пор, пока они не охватят все творение. Если бы Адам был послушным, все ветхое творение преобразовалось бы в сад-храм во главе с Адамом — его священником и носителем образа (Beale 82; Kline 1989:55-56). Цель была в том, чтобы вся земля превратилась в сад — новый храм[3].

Очень важно видеть это, так как все это показывает нам, что 1) Едемский сад был первым храмом; 2) храм, данный Израилю, был копией Едемского сада; 3) все новое творение станет храмом Божиим. Вот почему в небесном Иерусалиме не будет храма, так как весь город/творение будет храмом.

Адам не справился со своей задачей. Он позволил змею, нечистому началу, обольстить его и согрешил. Это осквернило изначально совершенный сад, и падший Адам не мог больше оставаться в Едемском саду, в святом месте Бога, и был оттуда изгнан. Бог поставил херувима, чтобы охранять вход в сад (Быт. 3:24). Мы видим аналогичное служение херувимов в храме: два херувима охраняли ковчег завета (Исх. 25:22).[4]

Из-за греха Адам был изгнан из сада-храма; путь назад был закрыт ангелом с пламенным мечем обращающимся (Быт. 3:24). Отныне Адам/человек мог входить в храм только через первосвященника. В Израиле только первосвященник и священники могли входить в присутствие Божие. Иисус пришел в качестве Первосвященника, Который Сам есть храм. Он служит в качестве и священника, и жертвы одновременно. В Своей смерти Он входит в Святое Святых, завеса храма разрывается, показывая тем, что в Нем открыт путь в Святое Святых.

В книге Откровения все новое творение становится храмом. Первоначальное творение расширится до всего творения (Пс. 8), и это произойдет благодаря Христу. В Нем все новое творение является новым храмом. Только те, кто пребывает в Агнце, входят в новое творение.

2. Синайское поклонение

covenant-hb-2Бог избавил Израиль для того, чтобы он служил Ему (Исх. 3:18; 24:1). Бог встретился в Израилем на горе Синай. Через подготовку к этой встрече с Богом и Десять заповедей, данных Им, израильтянам было открыто, как они должны приближаться к Богу в поклонении.

Когда Израиль впервые подошел к горе, Бог сказал, как нужно приближаться к Нему.

«И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай; и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору» (Исх. 19:10–13).

Гора Синай была очень опасным местом. Нечистый Израиль должен был приблизиться к святому Богу. Чтобы подчеркнуть Свою святость, Бог открыл Себя Израилю через ряд устрашающих могущественных явлений, которые подчеркивали Его славу и их нечестие перед Ним. Для того чтобы безопасно приблизиться к Богу, израильтяне должны были освятиться и омыться. Они получили предупреждение не прикасаться к горе, на которую должен был прийти Бог. Таким образом Бог подчеркнул Свою святость, их нечестие и огромное значение этой встречи.

Из страха народ избрал Моисея посредником и попросил его войти в присутствие Божие вместо них.

«Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20:18–19).

Моисей — великий посредник Ветхого Завета.

Затем Бог дал Десять заповедей Моисею, чтобы он передал их народу. Первые четыре заповеди регулируют отношения Израиля с Богом.

  1. . Бог — объект поклонения (1 заповедь).
  2. . Бог учит Израиль тому, как они должны Ему поклоняться (2 заповедь).
  3. . Бог желает, чтобы Израиль прославлял Его имя (3 заповедь).
  4. . Бог заповедал Израилю выделить особый день для поклонения (4 заповедь).

Во второй заповеди Бог говорит Израилю о поклонении.

“Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…” (Исх. 20:4).

Эта заповедь предостерегает Израиль от двух ошибок: они не должны были делать какие-либо изображения того, что на небе, и не должны были им поклоняться.

2.1. Не делайте идолов

Идолопоклонство — это создание фальшивого изображения Бога или лжебога.[5]

Заповедь запрещает изображение чего-либо на небе, на земле или под землей с целью поклонения. Эти три сферы охватывают всё творение.

Во Второзаконии 4:15 Бог, напоминая эту заповедь, снова предостерегает Израиль. Он говорит, что, когда Израиль встретился с Богом на Синае, он не видел никакого образа на горе. Итак, поклоняться Богу посредством какого-либо образа — грех. Это — непреложная истина, хотя Сам Бог многократно являл Себя в различных образах. Горящий куст, столб облачный и огненный, Ангел Господень — все это примеры таких явлений Бога. Несмотря на это, Слово Божие ясно говорит, что мы не должны пытаться использовать какие-либо изображения Бога в нашем поклонении.

Павел в Послании к Римлянам 1:18 и далее предостерегает нас от безумства и идолопоклонства тех людей, которые поклоняются творению. Мы, люди, имеем две реальные альтернативы: поклоняться Творцу или же творению.

2.2. Не поклоняйтесь идолам

Второе предостережение заключается в том, что нельзя становиться на колени и поклоняться образам. Уже было сказано, что запрещается делать изображения Бога, и теперь Бог еще больше усиливает Свою заповедь, запрещая поклоняться каким-либо изображениям.

Насколько легко нарушить эту заповедь видно из книги Исход. Израиль только что получил вторую заповедь и тут же нарушил ее! Через несколько глав мы читаем о том, как Аарон и весь Израиль решили поклониться Богу, сделав себе идола — золотого тельца. «Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:4).

Мы должны обратить внимание на то, что они называли этого идола Богом Израиля, освободившего их, и уже собирались ему поклоняться. Моисей категорически осудил этот акт идолопоклонства. Позже в истории Израиля Иеровоам II также использовал золотого тельца, чтобы совратить Израиль и увести от поклонения Богу в храме (3 Царств 12:28 и далее). Почему они выбрали именно образ быка, мы не знаем, но в те времена это животное у язычников символизировало силу и могущество.

Эта заповедь также предостерегает нас от поклонения каким-либо другим «богам», кроме одного единого истинного Бога. Царь Соломон согрешил тем, что позволил своим языческим женам ввести в Израиле поклонение идолам наряду с поклонением истинному Богу. Это нанесло огромный ущерб служению Соломона и навлекло суд Божий на него и весь Израиль.

Сегодня римско-католическая церковь добавляет Марию и святых к своему поклонению, утверждая, что это может помочь нам приблизиться к Богу. Она защищает использование их образов, доказывая, что поклонение следует разделять на два разных вида: latria и dulia. Latria в латинском языке означает почитание, низшую форму поклонения. По словам католиков, такое почитание допустимо по отношению к людям. Dulia — это поклонение, которое принадлежит только одному Богу, и, таким образом, оно недопустимо по отношению к идолам. Однако все это лишь искусственные разграничения, введенные человеком, которые нарушают данную Богом заповедь.

Католики также допускают в своей миссионерской работе синкретизм, который является смешением христианства и местных культов. Так, в Африке культ поклонения предкам входит в католическую доктрину. Они утверждают, что умершие предки так же помогают в поклонении африканцам, как святые помогают католикам.

На Западе мы также делаем нечто подобное. Мы часто используем элементы местной культуры, чтобы привлечь людей в церковь. К истинному поклонению Богу добавляются мирские вещи, искусство, превращая его в развлечение. Таким образом культура входит в церковь как форма поклонения.

В книге Исход Бог предостерегает Израиль от включения культурных элементов в богослужение. В книге Второзаконие 12:29–32 Он предостерегает делать что-либо такое, что Он не повелел делать, или не делать то, что Он заповедал делать. Мы читаем: «Когда Господь, Бог твой, истребит от лица твоего народы, к которым ты идешь, чтобы взять их во владение, и ты, взяв их, поселишься в земле их; тогда берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им, по истреблении их от лица твоего, и не искал богов их, говоря: “как служили народы сии богам своим, так буду и я делать”; не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих, и дочерей своих сожигают на огне богам своим. Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнять; не прибавляй к тому и не убавляй от того».

Бог сказал нам, как мы должны поклоняться Ему, и мы должны следовать Его заповедям.

А как быть с изображением Иисуса Христа? Некоторые утверждают, что, так как Иисус Христос пришел в теле человека, можно делать Его изображение и использовать его в своем поклонении; что относительно Иисуса Христа вторая заповедь потеряла силу. Но и этот аргумент не выдерживает никакой критики. Хотя Иисус и пришел в теле человека, заповедь не поклоняться Богу с помощью каких-либо изображений Бога не отменяется. Иисус не упразднил ее. Этот аргумент усиливается тем, что Писания нигде и никогда не пытались описывать человеческую природу Иисуса (то есть то, как Он выглядел). Хотя Петр и другие апостолы своими глазами видели Иисуса, никто из них никогда не описывал Его внешность. Это значит, что Святой Дух, Который руководил ими при написании Писаний, позаботился об этом. Ему было угодно, чтобы люди не знали, как выглядел Иисус Христос в человеческом теле. Эта работа Святого Духа полностью согласуется со второй заповедью. Отсутствие каких-либо библейских описаний Иисуса означает, что невозможно составить Его точный портрет. Наши самые лучшие предположения остаются лишь предположениями и неизбежно ведут к ошибкам. Вот почему им нельзя доверять. Павел также предостерегает Церковь от чрезмерного внимания к Иисусу во плоти. Он говорит: “Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем” (2 Кор. 5:16). Ныне Христос пребывает в новом воскресшем теле, а не в прежней плоти (1 Кор. 15:39).

Многие любят использовать рисунки с изображением Бога или Иисуса во время обучения детей или евангелизации. Они заявляют, что не поклоняются этим изображениям, а лишь используют их как обучающее средство. Этот аргумент напоминает разграничение latria и dulia, о котором мы уже говорили. Но и этот прием мы не можем одобрить. Обучение ведет к поклонению, так что между ними невозможно провести четкую границу. По этой причине рисунки с изображением Иисуса Христа не следует применять даже в целях обучения или евангелизации, потому что они не могут содействовать поклонению. Истинное поклонение Богу должно проходить только в силе Святого Духа, как мы увидим в Иоанна 4.

2.3. Серьезность заповеди

«Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:5–6).

Вся серьезность данной заповеди особенно видна во второй ее части, где подчеркивается суд Божий не только над теми людьми, которые ее нарушают, но и над их детьми. Бог говорит, что мы не должны использовать никаких Его изображений, потому что Он — Бог ревнитель. Использование слова «ревнитель» отсылает нас к заветной терминологии, описывающей брачные отношения. В заветных отношениях брака муж ревниво относится к своей жене. Точно так Бог ревниво относится к Своей славе. Ни один образ не может адекватно отразить Его славу, и поэтому все они умаляют ее. Когда мы поклоняемся идолам или служим Богу с помощью идолов, мы нарушаем данный Ему обет.

Бог предупреждает, что Его суд падет на головы их, их детей и потомков до четвертого колена. Если мы не будем поклоняться Богу надлежащим образом, мы рискуем потерять своих будущих потомков, потому что Сам Бог предаст их идолопоклонству из-за нашего греха. Итак, идолопоклонство ведет к тому, что наши церкви останутся без следующих поколений.

Этот метод поклонения Израиля был запечатан кровью. В Исходе 24:3–8 Ветхий Завет запечатывается кровью жертвенного животного. «И пришел Моисей, и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем. И написал Моисей все слова Господни, и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник; и взял книгу завета, и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови, и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих». Заветная кровь символизировала обетование во всем повиноваться Богу, а также суд на теми, которые дерзнут нарушить этот завет.

2.4. Бог есть Дух

Основополагающая причина, почему, согласно второй заповеди, нельзя поклоняться Богу, используя какое-либо изображение, ясно показана в Иоанна 4. (Этот отрывок мы рассмотрим позже.) Иисус говорит нам, что Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. В Римлянам 1:20 Павел утверждает: “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны”. Будучи Духом, Бог не имеет какого-либо телесного или материального воплощения, а поэтому поклоняться Ему посредством телесного, материального, созданного человеком образа означает искажать Его природу. Другими словами, поступать так — значит заниматься идолопоклонством, описанным в Римлянам 1:18 и далее, а также в Деяниях 17:16–32. Такое поклонение смешивает творение с несотворенным суверенным вечным Божеством: «и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся…» (Рим. 1:23).

Таким образом, поклонение Богу на горе Синай характеризуется следующим:

  1. Бог сказал Израилю, как приближаться к Нему.
  2. Бог явил Себя в силе и великом ужасе
  3. Моисей выступил в роли посредника между Богом и человеком.
  4. Бог дал самые подробные инструкции Моисею/Израилю о том, как поклоняться.
  5. Бог запечатал этот завет кровью.

 

3. Поклонение в храме

music_templeПосле грехопадения Бог дал Израилю храм. Как в Едемском саду, поклонение в Ветхом Завете было сосредоточено в одном месте — в храме. Только в этом месте Бог сходил с небес и являл Себя людям (3 Царств 8). В облаке славы Бог сходил и обитал в скинии со Своим народом. Храм среди Израиля должен был научить народ двум истинам. Во-первых, что Бог пребывает среди них, хотя они и недостойны войти в Его присутствие из-за своих грехов. Во-вторых, что необходима жертва, иначе все они погибнут. Оба эти урока указывают на грядущего Иисуса, Еммануила, «Бога с нами», Который отдаст Свою жизнь для искупления греха, чтобы люди смогли пребывать вместе с Богом. Этот храм следовало понимать как указатель в прошлое и в будущее: он указывал назад, на Едемский сад, и на новое небо и землю.

4. Синагогальное богослужение[6]

AdobeStock_73921022Вавилонское изгнание завершило храмовое поклонение. Даже после того, как народ вернулся домой и восстановил Иерусалимский храм, слава Божия больше никогда туда не возвращалась. Вместо храма появились поместные синагоги по всему Израилю и в тех уголках мира, где оказались евреи. Синагогальное богослужение было очень простым: чтение Писаний, молитвы и песнопения. Иисус регулярно посещал синагогу и учил там (Лк. 4:16 и далее). Именно по этой причине многие христиане доказывают, что сейчас у нас нет необходимости следовать за храмовым богослужением, а вместо него мы должны практиковать синагогальную литургию[7].

5. Новозаветное поклонение

Иисус Христос, пришедший на землю, стал исполнением всех ветхозаветных прообразов. В Иисусе, Посреднике нового завета, поклонение Богу достигло апогея. Новозаветное поклонение больше не сосредоточено на храме и жертвах; вместо этого оно сосредоточено на Отце, к Которому мы имеем доступ через Христа, и должно осуществляться в духе и истине.

new-testament-christian-churches-slider-praise-slide1

4.1. Иисус есть храм

Как мы уже видели, храм был прообразом, указывающим на грядущего Христа — Священника и Жертву. Иисус есть истинный храм, заменивший храм земной. В Иоанна 2 Он заявляет: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (19–22).

Иисус утверждает, что Он есть истинный храм и Его пришествие завершает эпоху ветхозаветного храмового служения. Отныне все поклонение должно быть сосредоточено только на Нем. Пришествие Христа и Его смерть означают, что отныне нет смысла ни в каком земном храме или жертвах. Они никогда не смогут уничтожить грех (Евр. 10:1–4). Теперь Иисус является Первосвященником, Жертвой и самим храмом. В Его смерти завеса храма разорвалась надвое, что ознаменовало конец храма, данного Израилю, так как новым храмом становится новое творение во Христе.

4.2. Поклонение в духе и истине (Ин. 4:24)

Воплощение Иисуса и новозаветное/новое творение определяют природу данного поклонения. Вот как описывает эти изменения Сам Иисус в Иоанна 4:22–24:

«Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение — от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Иисус говорит женщине, что скоро место поклонения не будет иметь никакой роли. Он делает акцент на поклонении в духе и истине, говоря, что именно таких поклонников ищет Себе Бог Отец. Эти изменения произойдут потому, что Он будет вознесен в смерти (речь идет о времени Его смерти на кресте и воскресении). Более великие обетования и благословения Нового Завета позволяют нам иметь более великое, более личное, более духовное поклонение.

4.2.1. Контекст отрывка Иоанна 4

Во время Своего служения Иисус проходил через Самарию. Самаряне верили, что следует поклоняться Богу только на горе Гаризим, где народ Божий первоначально заключил завет с Богом, когда входил в обетованную землю. Иисус встретил женщину у колодца и ответил на ее вопрос о том, где следует поклоняться Богу.

4.2.2. Новое определение поклонения в Новом Завете.

Иисус дает точное определение поклонения в Новом Завете. В новозаветные времена мы можем приближаться к Богу как к своему Отцу. Святой Дух есть Тот, в Котором и через Которого мы это делаем. А возможным это стало благодаря жизни и смерти Иисуса Христа. В Иоанна 4 подчеркивается тринитарная природа поклонения. Это поклонение Отцу, ставшее возможным благодаря подвигу Сына при содействии Святого Духа. Что-либо другое, кроме этого, делает наше поклонение тщетным[8]. Павел подчеркивает триединый характер поклонения в 2 Коринфянам 13:13: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь».

Наше поклонение совершается через Христа как Посредника. Иисус утверждает, что время такого поклонения наступает и настало уже. Это слово «время» в Евангелии от Иоанна указывает на жизнь, смерть и воскресение Иисуса. Сам Иисус, Его посредничество и жертва являются основанием нашего поклонения. Итак, где бы люди ни находились, они могут поклоняться Богу через воскресшего Иисуса. Далее Иисус говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Мы можем приближаться к Богу только во Христе и через Христа. Приблизиться к Богу каким-либо иным путем невозможно. Это отражает ветхозаветную заповедь.

Иисус утверждает, что Отец ищет Себе только таких поклонников. Во время поклонения мы должны приближаться к Богу как к своему Отцу. Прообразно Бог назвал Себя Отцом Израиля в Исход 4:22. Этот прообраз нашел свое полное воплощение в Евангелиях, в отношениях между Иисусом и Его Отцом. Так как мы во Христе, мы также обращаемся к Богу как к Отцу.

Бог имеет много имен, и мы можем использовать любое из них, обращаясь к Нему, но Он особенно выбрал имя «Отец», чтобы определить наши новозаветные отношения с Ним. Иисус говорит, что «Отец» ищет таких поклонников Себе. Приближаться к Богу так, как сын приближается к своему отцу, является вершиной поклонения. Иисус называет Бога Отцом и Святым Отцом (Ин. 17:1, 11), и в молитве Господней Он учит нас обращаться к Богу как к Отцу (Mф. 6:8). Иисус — пример Сына, приходящего к Отцу, и в Нем мы получили Божье усыновление (Гал. 4:5–6)[9]. Отношения «отец–сын» указывают на прямые, непосредственные и очень близкие отношения и поклонение.

Называть Бога Отцом и обращаться к Нему таким образом означает присоединиться ко Христу в отношениях Отец–Сын. В таком поклонении мы имеем прямой доступ в присутствие Отца через Сына и в качестве сыновей. Мы приближаемся к Нему как сонаследники, братья нашего старшего Брата (Евр. 2:12). Мы объединены в Духе. Наше поклонение угодно Богу только в Сыне. Мы можем приходить к Богу во Христе, зная, что он примет нас. Мы можем приходить, зная, что жертва Его Сына принята, и поэтому мы приняты как сыновья.

Мы должны поклоняться в духе. Когда Иисус указывает на то, что мы должны поклоняться в духе, Он не имеет в виду, что мы должны поклоняться Ему всем сердцем, всем своим внутренним человеком. Иоанново упоминание о духе отсылает нас к факту, что Бог есть Дух. Сам Иисус говорит: «Бог есть дух…» (Ин. 4:24). Греховные и плотские люди могут поклоняться Богу как духовные и святые только тогда, когда им в этом содействует Дух. В Иоанна 3 Иисус говорит Никодиму о том, что ему надлежит родиться свыше от Духа Божия, чтобы войти в Царствие Божие. В Исаии 31:3 Бог противопоставляет плоть и Дух Божий. «И Египтяне — люди, а не Бог; и кони их — плоть, а не дух». В Иезекииля 11:19 и 36:26 Бог обещает дать Святой Дух истинным поклонникам в Новом Завете.

«И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное…» (Иез. 11:19).

«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:26).

Итак, поклоняться в духе означает поклоняться возрожденным сердцем, в котором пребывает Святой Дух. Это невозможно сделать в плоти. Невозрожденный человек не может поклоняться Богу. Истинное поклонение — это деяние Святого Духа в наших душах. Мы можем поклоняться только в духе, когда Дух воздействует на нас. Так как поклонение сейчас проходит в духе, оно больше не зависит ни от каких внешних установлений. Все внешние вещи, храм, жертвы и праздники теперь не имеют значения[10].

Мы видим центральную роль Духа во всех действиях христианина, ибо Дух открывает нам всякую истину. Именно Он изменяет сердце, и Он обитает в нас, делая из нас новый храм Божий.

Мы должны поклоняться в истине. Такое поклонение имеет два аспекта. В непосредственном контексте это означает, что мы должны поклоняться Богу в соответствии с открытой нам Его волей. Самаряне не могли правильно поклоняться Богу, потому что они не поклонялись Ему так, как Он им открыл[11]. Неверное поклонение, поклонение не в истине является ложным поклонением. Если мы не поклоняемся Богу в истине, значит, мы вообще не поклоняемся Ему. Наше самовольное поклонение будет отвергнуто.

Слово «истина» необходимо понимать в свете остальных Писаний, в свете нового завета. Поклонение в истине означает поклонение Богу как Отцу, Сыну и Святому Духу.

5. Церковное поклонение

2165078

В Новом Завете тени Ветхого Завета исчезли и настала полнота поклонения в Церкви Христовой, в которой пребывает Святой Дух. Мы это видим в Евреям 12 и Откровении 4, 5.

В Послании к Евреям 12 автор противопоставляет ветхозаветное поклонение более великому поклонению в новом завете. Теперь Церковь входит в присутствие Божие напрямую. Собрание Церкви во Христе и новый завет вводят ее в само присутствие Божие.

«Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: “если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями [или поражен стрелою]”; и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: “я в страхе и трепете”. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех — Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета — Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:18–24).

В противоположность наводящему ужас явлению Бога во дни Моисея, сейчас верующие приглашаются войти в присутствие Божие. Поклоняясь, Церковь входит в присутствие Божие на небесах. В духе верующие оказываются в присутствии живого Бога, Судии всего. Они пребывают в небесном Иерусалиме, истинном месте обитания Бога[12]. Они стоят рядом с Иисусом Христом — Ходатаем нового завета, освященные Его кровью и Его подвигом. Они присоединяются к ангелам и сонму святых на небесах.

Иоанн также говорит о природе небесного новозаветного поклонения. Он, будучи в духе в день Господень, был восхищен на небеса (Откр. 1:10). Он находился у самого Божьего престола и видел восседающего на нем Ветхого днями и Агнца, Который был заклан, стоящего рядом с Ним. Святой Дух также пребывал у престола Божия (Откр. 4:5). Бог и Агнец пребывали в центре престола в окружении ангелов и поклоняющейся Церкви. Они прославляли Бога за Его дела творения и искупления (Откр. 4, 5). Но и это не последняя картина поклонения, данная нам в Писаниях.

6. Будущее небесное поклонение

heavenБиблия заканчивается описанием поклонения на новом небе и новой земле (Откр. 20–22). В этих стихах мы видим появление нового неба и новой земли. Иерусалим, град Божий, сходит на землю. Иерусалим — это центр поклонения Богу. В новом творении не будет храма. Агнец есть этот храм, как и Церковь есть храм наряду со всем новым творением[13]. В новом творении разделение между Богом и человеком завершится. Отцовство Бога достигнет апогея, и мы будем вечно находиться со Христом в Духе пред Богом.[14]

Выводы

Библия учит о поклонении от прообраза к образу. Во второй заповеди Бог категорически запрещает делать изображения, чтобы поклоняться им. В Новом Завете Иисус говорит, что Бог есть Дух, и если мы желаем поклоняться Богу, то должны поклоняться в Духе и истине. Наше новозаветное поклонение — это небесное поклонение: мы входим в самое небо во Христе и во Христе присоединяемся к небожителям. Писания оканчиваются описанием нового неба и новой земли как небесного храма.

Вопросы к уроку 2

  1. Как ветхозаветное поклонение соотносится с новозаветным поклонением?
  2. Что представляет собой вторая заповедь?
  3. В чем заключался грех создания золотого тельца?
  4. Объясните, почему мы не должны делать изображения Иисуса Христа, несмотря на то что Он пришел на землю во плоти?
  5. Какой суд Божий может навлечь на нас нарушение этой заповеди?
  6. Что означает, исходя из Иоанна, 4 поклонение в духе?
  7. Каково значение отношений «отец–сын» для богослужения?
  8. Важна ли «истина» в новозаветном поклонении? Обоснуйте свой ответ текстами из Писаний.
  9. Объясните природу небесного поклонения на основании Послания к Евреям.
  10. Объясните природу небесного поклонения на основании Откровения 20–22.

[1] Более подробно о ветхозаветном и новозаветном богослужении, включая храмовое, см.: Rayburn 43-101.

10 Есть и другие указатели на то, что сад был первым образцом земного храма. Тот и другой имели восточный вход (Быт. 3:8, 24). Из сада выходила вода, которая несла воду всему творению (Быт. 2:10). Мы видим это в Иезекииля. 47:1–12, где воды текут из храма на восток и далее по всей земле. Иоанн Богослов видит, как Христос исполняет это пророчество в Иоанна 7 и в новом творении в книге Откровения, где в видении храма изображены воды жизни, которые текут из-под престола Божия и изливаются на все творение (Откр. 22:1 и далее).

11 В Псалме 8 псалмопевец утверждает, что конечная цель человечества заключается в том, чтобы наполнять землю славой Божьей. Из Псалма 8 Бил делает выводы, что имя Божие должно прославляться по всей земле (ст. 1, 9). Это должно быть достигнуто посредством проявления образа Божия в человечестве (ст.5), которое осуществляет свое правление над всем творением Его рук (ст. 6–8).

12 TХерувимы и пальмовые деревья были также представлены в святом месте и на дверях (3 Цар. 6:27, 32–35).

13 Эта заповедь не запрещает искусство или тому подобное, хотя некоторые иудейские секты толкуют эту заповедь именно так. Искусство и изображения допустимы, если не изображается Бог и если изображения не применяются во время богослужения.

14 Для более подробного описания природы и важности синагогального богослужения см.: Bannerman XXX.

[7] Точнее будет сказать, что синагогальное богослужение отражает многие принципы реформаторов, чем заявлять, что синагога является основанием реформатского богослужения (Bannerman XX).

16 Павел в Галатам 4:5–6 также делает акцент на Отце, Сыне и Святом Духе.

17 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»

[10] Иисус говорит об этом же в Марка 7:14 и далее. «И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека».

[11]. Иисус начинает этот раздел с утверждения о том, что самаряне заблуждались. «ВЫ не знаете, чему кланяетесь…» Он дал ясно понять, что Бог не принимает их небиблейское фальшивое поклонение.

20 См. книгу Кляйна «Бог, Небеса и Армагеддон» (Kline, God, Heaven, and HarMagedon) для введения во взаимоотношения между небесами и землей.

20 См. Книгу Била «Храм и миссия Церкви» (Beale, The Temple and the Churchs Mission), где автор доказывает, что все творение есть небесный храм.

22 Zugg, Eschatology, MINTS, 2010

 

Курс "Реформатское богослужение"

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

four + five =

Джуліан Майкл Загг

  Международная семинария в Майами 14401 Олд Катлер Роуд, Майами, США

Інші статті Джуліан Майкл Загг