Богослужение как методика.

Статті про літургію 16 травня 2016 0 84

Когда благовестие становится главной целью поклонения, тогда всё происходящее на богослужении сводится к выбору правильной методики благовестия. И слишком часто это ведёт к тому, что предпочтение отдаётся результатам. Должна ли эффективность богослужения оцениваться по количеству присутствующих на нём невоцерковленных людей, которые, возможно, спасутся или станут регулярно посещать церковь? Во многих американских церквах воскресную службу кардинальным образом перекроили, чтобы сделать её привлекательной для невоцерковленных людей, так называемых «ищущих», или интересующихся. Слово «ищущий», похоже, выполняет роль религиозного эвфемизма для определения так называемого “религиозного потребителя”, Такой человек — потенциальный клиент, высматривающий, какая община предложит ему лучший товар. К сожалению, большинство “гостеприимных” церквей (то есть ориентированных на ещё не уверовавших) в действительности не совершают дело благовестия в библейском смысле этого слова. Их служения лучше всего назвать предевангелизационными. О «благовестии» в таких церквах вспоминают в конце непринуждённой беседы, содержащей практические советы и рекомендации. Его умещают в нескольких предложениях, в которых объясняется, как поверить в Иисуса и получить спасение. В других церквах надеются, что гость будет чувствовать себя комфортно, или ему даже понравится богослужение, и он обязательно придёт в эту церковь ещё раз 6. А когда-нибудь в будущем он, возможно, будет готов услышать спасительную Весть и ответить на неё.

hdr-worship

К счастью, многие церкви, взявшие на вооружение философию церковного роста, отчасти сохраняют элементы и порядок традиционного христианского богослужения и тем самым не переходят к стимулированию неоязыческого, потребительского отношения к религии. Однако представление о воскресном собрании как о благовестии продолжает сдерживать любую попытку заново открыть силу и мощь литургической службы. Тот вид литургии, какой я отстаиваю в своей книге, может быть гораздо более эффективным в плане благовестия, чем богослужение ради «ищущих». В конце концов, говоря о присутствии неверующих на христианском богослужении, Павел не представляет, что им будет «удобно» и «интересно» на нём. Напротив, когда церковь ведёт себя на богослужении подобающим образом, «посторонний, войдя, «всеми обличается, всеми судится», так что «тайны сердца его обнаруживаются, и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» (1 Кор. 14:24,25) 7. Детально разработанная литургия, в ходе которой народ Божий искренне раскаивается в своих грехах, внимательно слушает длинные отрывки из Писания, энергично читает или поёт псалмы, громко исповедует свою веру Символом веры и т.д., будет оказывать сильное влияние на посторонних людей.

В худшем случае, церковь, охваченная потребительским духом, дойдёт до того, что станет использовать на воскресном богослужении технологии, которые ей покажутся наиболее эффективными для привлечения людей, стремящихся получить что-нибудь от религии. Всё больше и больше основной причиной для внедрения в церковное поклонение современной масс-культуры становится желание «сломить защитную реакцию человека». Некоторые доходят и до того, что во всю осуждают как неэффективные в XX столетии традиционные (библейские) формы богослужения, например, словесную насыщенность. «Люди дают энергичный отпор, когда мы пытаемся убедить их при помощи слов, и становятся податливыми, когда их вниманию предлагается драма или музыкальное произведение»

Вопрос о стиле.

Церкви, избирающие эффективность евангелизационных программ в качестве критерия, на основании которого оценивается та или иная форма богослужения, стремятся отыскать способы привлечения к себе людей. В таких церквах богослужение, как правило, строится по законам масс-медийного жанра (т. е. развлекательных шоу на телевидении, концертов, комедий и пр.); его предназначение — быть результативным в заранее оговоренных рамках. Ключевую роль в определении формы такого богослужения очень часто играет маркетинг. Внутренние помещения таких церк- вей выглядят как концертные залы (с большим оркестром и хором на сцене), или как кинотеатры (с огромными экранами, на которых демонстрируется всё, что происходит в богослужении) или как зри- тельные залы (со сценой, расположенной лицом к зрителям). На таких богослужениях люди, как правило, в определённой мере пассивны. Они выглядят скорее зрителями, нежели активными верующими. Словом, традиционные формы христианского богослужения в таких церквах на практике отвергаются, и вместо них без зазрения совести используются модели развлекательных представлений, господствующие и повсеместно распространённые в американской культуре.

Пытаясь найти оправдание подобным изменениям, часто ссылаются на нейтралитет определённых «стилей» богослужения. В последующих главах я ещё коснусь этого вопроса. Сейчас же моя задача заключается в том, чтобы кратко показать, что эти «стили» не могут быть нейтральными 10. Такое мнение отражает современное американское мировоззрение. Конечно же, в евангелизационных целях элементы современной поп-культуры могут заменить более близкие к Библии, традиционные формы и обряды богослужения. Но к чему это приведет? Я думаю, что, когда церковная литургия трансформируется при помощи культурных «стилей» и самых последних технических новинок в области коммуникаций и зрелищных представлений, образ жизни общины становится зависимым от этих популярных «форм».

Способ воплощения, передачи, утверждения и воспевания христианского учения не может быть нейтральным. Стиль — это то же самое, что и форма, а форма не может не иметь значения. Иными словами, стиль или способ, нашего приближения к Богу в поклонении, не может быть несуществен- ным (adiaphora). То, как мы молимся и поклоняемся Богу, неразрывно связано с тем, кто мы есть, Кому мы молимся и в Кого верим. Стиль богослужения и учение взаимно обусловлены. По крайней мере, они должны быть обусловлены. То, во что мы верим, влияет на то, как мы молимся, поклоняемся и поём. А то, как мы поклоняемся, обусловливает нашу веру. В этом суть древнего правила lex orandi lex credendi («правило молитвы — это правило веры») 11. Я уверен, что многие американские церкви все- рьёз над этим не задумывались.

Мы часто сталкиваемся с замечаниями следующего рода: «Меня не очень интересует стиль музыки, главное — учение», «Стиль поклонения — это вопрос вкуса или культуры; наше исповедание веры куда важнее богослужения» или «Если мы верим правильно, то нет никакой разницы в том, какой вы- бран стиль поклонения». Мне кажется, такие замечания являются ярким свидетельством нашего не- вежества в области богослужения и музыки. Какие формы, используемые нами в богослужении, рас- крывают суть нашей веры? Как то, во что верим, должно влиять на формы, в которых мы воплощаем нашу веру? Я не могу с уверенность поддержать идею о том, что нашим студентам и пресвитерам, за- нятым в служении, требуется понять значение американской поп-культуры и поп-технологий, и, в особенности, той опасности, которая скрывается за капитуляцией Церкви перед формами, по общему мнению, «безразличными».

Церкви, избирающие эффективность евангелизационных программ в качестве цели воскресного богослужения, склонны все оценивать в свете достигнутых результатов. Более того, богословские вопросы о форме и порядке литургии часто не так интересуют людей, как заботы о практической стороне дела. Современные церкви, уподобляясь светским корпорациям, видят необходимость в получении реальных результатов, которые можно было бы измерить и затем навязать своим членам. И пусть будущее беспокоится о возможных отдалённых последствиях, которые могут возникнуть вследствие того, что наше видоизменённое богослужение направлено на получение немедленных результатов 13. Разумеется, вся эта риторика в изобилии приукрашена словами о приобретении душ и т.д.

В последующих главах мы увидим, что в воскресной литургии присутствует подлинный аспект благовестия. Литургия заключает в себе проповедуемое Евангелие. Однако оно предназначено, в первую очередь, собранию верующих, а не неверующим. Если неверующие зайдут в церковь, они смогут услышать Благую весть, но не на своих условиях.

Богослужение. Благодать литургии обновления завета

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

two × 2 =

Інші статті Джеффри Майерс