День Господень

Статті про літургію 14 травня 2016 0 108

Субботний день играет важную роль в поклонении Богу. В Ветхом Завете Бог отделил седьмой день, последний день недели, для поклонения. Весь цикл творения указывал на покой. Субботний день напоминал Израилю о том, что Бог есть его Творец и Спаситель. Иисус же показал, что Он есть Господином и субботы. Он воскрес в первый день недели и, как Спаситель, начал новое творение. Исходя из этого, церковь, как мы видим в Деяниях, начала поклоняться Богу в первый день недели, в день Господень.

Worship-Background_crop1

1. Ветхозаветная суббота

1.1. Суббота в творении

Суббота — постановление творения. В Бытии 2:1–3 мы читаем: «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Бог не имел нужды в отдыхе, но Он особо выделил этот день. Он освятил его и благословил.

Еврейское слово «шаббат» означает прекращение работы или отдых от работы. Это указывает на Бога, Который объявил, что Его творение завершено и что оно совершенно. Акт творения уже никогда более не повторится в будущем. Суббота также означает, что Бог, оглядываясь в прошлое, получает удовлетворения от проделанной Им работы. Бог дает людям пример, чтобы и они могли иметь покой. Иисус сказал, что суббота была создана для человека, а не человек для субботы. Суббота была создана Богом для того, чтобы дать нам покой. В стихе 3 говорится, что «благословил Бог седьмой день, и освятил его». Благословить что-либо означает сделать что-либо способным исполнять то, для чего оно было создано. Это же слово используется по отношению к животным. Они должны были умножаться, и Бог сделал их способными к этому. Подобным образом Бог благословил субботу, сделав ее особым днем, способным исполнять свое предназначение: давать людям покой. Речь идет как о физическом, так и о духовном покое. Бог также «освятил» этот день. Согласно Книге Левит и храмовым предписаниям, это слово означает отделение чего-либо от повседневного использования исключительно для служения Богу (Chantry 20). Итак, Бог отделил субботу от всех остальных дней недели, чтобы он использовался для покоя и поклонения.

Суббота также является прообразом, который указывает на обетование Бога после всех трудов дать человеку истинный покой. Далее мы рассмотрим этот прообраз подробнее.

1.2. Суббота и четвертая заповедь

Бог напоминает о необходимости соблюдать субботу в четвертой из Десяти заповедей: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5:12 и далее).

1.2.1. Две причины хранить субботу

В книге Исход Бог говорит: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:11). Здесь суббота выступает в роли свидетеля творения. В отрывке из Второзакония, который мы привели выше, Бог связывает субботу с явленным Им спасением. Израиль должен был всегда помнить о том, что он был в рабстве в Египте, и Бог Своею рукою вывел его оттуда.

Итак, суббота явно связана как с творением, так и с искуплением. Израиль должен был хранить субботу. Таким образом Израиль признавал Бога своим Творцом и Искупителем. Отрицать субботу — значит отрицать обе эти истины.

Заповедь о субботе повелевает нам не работать в этот день, и все начальствующие должны проследить, чтобы никто из тех, кто от них зависит, их семьи, скот и странники, включая язычников, не работали. Неемия обличал Израиль за то, что тот работал в субботу, и ему пришлось защищать субботу от пришельцев, которые стремились вовлечь Израиль в торговлю в этот день и тем самым заставить его нарушить Божью заповедь (Неем. 13:15–23). В субботу мы не должны работать или побуждать к работе других.

Примеры в пустыне

Мы можем лучше понять отношение Бога к субботе, рассмотрев то, как Он снабжал манной сынов Израиля в пустыне. Из книги Исход 16:15–27 мы узнаем следующие принципы: (1) Бог желает, чтобы мы работали шесть дней, а в субботу имели покой. (2) Бог обеспечивал людей манной шесть дней, а седьмой день не давал ее, что указывает нам на то, что в субботу мы должны покоиться. (3) Несмотря на то, что в седьмой день манна не сходила с небес, собранного израильтянами за шесть дней было вполне достаточно для пропитания в седьмой день. Мы можем с уверенностью покоиться в седьмой день, зная, что Бог позаботится о наших нуждах. (4) Когда израильтяне выходили в субботу собирать манну, Бог очень гневался на них, как Он гневается на нас, когда мы сегодня нарушаем день Господень. Бог показал всю серьезность соблюдения дня Господня на примере человека, собиравшего дрова в субботу (Чис. 15:32–36).

1.3. Прообраз вечного покоя

Суббота — это прообраз: нечто, указывающее на более полное исполнение в будущем. Субботний день указывает на реальность вечного покоя во Христе. Будучи прообразом, она имеет свою цикличность; сначала повиновение, затем покой. Из ветхозаветных праздников, суббот и юбилеев, из Послания к Евреям мы видим, что суббота указывала на вечный покой в Боге.

«Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: “Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой”, хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: “и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих”» (Евр. 4:1–4). Суть прообраза субботы означает, что во Христе покой уже настал, но еще не полностью. Послания к Евреям ясно указывает на то, что мы еще ожидаем вхождения в полный покой Божий.

Типология субботы еще более усиливается круговыми циклами праздников. Была суббота еженедельная, суббота-год каждые семь лет (Лев. 25:1–7) и целый семилетний цикл суббот, то есть семь субботних лет (Лев. 25:8–22). Еврейский год был полон суббот, каждая из которых указывала на определенный аспект покоя народа Божия. Апогеем был великий юбилейный год — пятидесятый год. Это было время освобождения и прощения всех долгов. Пророк Исаия говорит о великом юбилее в своей книге в 61:1–3. Иисус использует эти стихи для того, чтобы возвестить о Своем служении (Луки 4:18–19). Ветхозаветные субботы исполнились в пришествии Иисуса Христа.

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18–19).

Здесь показаны следующие принципы субботы:

  1. Юбилей соответствовал ветхозаветной структуре: работа, затем покой.
  2. Суббота указывала на будущую свободу.
  3. Субботний юбилей исполнился в труде Христа. Только благодаря Христу возможен совершенный Юбилей (Лк. 4).
  4. Субботы и юбилеи — это прообразы, которые указывают на будущие великие благословения, которые Бог даст Своему народу.

1.4. Сердечное отношение человека к субботе (Ис. 58:13–14)

Внутренняя природа субботы, которая указывает на состояние сердца ветхозаветного верующего, видна в Исаии 58:13–14.

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это».

1.4.1. Контекст

В Книге Исаии мы видим, как народ Божий жалуется на то, что Бог не отвечает им. Бог объясняет, что причиной, по которой Он не благословляет их, является то, что они соблюдают субботу только внешне, формально. Это сделало их лицемерами и законниками. Они жили во грехе, угнетали работников и не искали Бога ради Него Самого. Бог призвал Израиль перестать формально соблюдать субботу и начать праздновать ее так, как Он это предусмотрел в самом начале. Если они удалятся от Бога, то и Он удалит от них Свои благословения. Если же засияет луч надежды, если они призовут Его имя, Он пошлет им Свою благодать и будет отвечать им. Пайп[1] отмечает, что Бог дискутирует с ними как в негативном, так и в позитивном смысле.

1.4.2. Негативный смысл (Ис. 58:13)

Господь повелевает Израилю прекратить заниматься своими делами в субботу. Он должен «удерживать ногу [свою]… от исполнения прихотей [своих]»  во святой день Господень. Вместо того чтобы угождать самим себе, мы должны угождать Ему и исполнять Его волю. Как часто мы либо делаем в субботний день то, что нам хочется, ставя свои интересы выше Господних, либо проводим его праздно! И то и другое является грехом. Обычно мы почитаем в день Господний не Бога, а самих себя тем, что работаем в этот день, готовимся к занятиям или делаем домашнюю работу, занимаемся спортом или наблюдаем за спортивными состязаниями и тому подобное. (Большинство спортивных мероприятий в профессиональном спорте проводится именно в воскресенье.)

1.4.3. Позитивный смысл (Ис. 58:14)

Бог обещает особые благословения Своему народу, если он будет тщательно соблюдать субботу.

  1. Бог даст им «радость в Господе».
  2. Бог возведет их «на высоты земли».
  3. Бог даст им «вкусить… наследие Иакова», их отца.
  4. Фраза «радость в Господе» напоминает верующему о том, что его главным сокровищем является Сам Бог. Мы можем и должны любить Его. Если мы будем искать Его, Он поможет нам радоваться в Нем. Он умножит нашу любовь к Нему. В Псалме 99 псалмопевец, приходя в дом Божий, восклицает от радости.
  5. «Высоты земли» означают духовные победы. Моисей говорит о таких победах во Второзаконии 33:29: «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты низвергнешь их высоты» (в английском переводе Библии. — Прим. пер.).

Низвержение высот указывает на победу над идолами в жизни Израиля. Это указывает на духовную победу в нашей личной жизни и в жизни церкви, победу над сатаной и миром. Итак, суббота — это средство силы и благодати. Во многих случаях церковь так слаба потому, что отвергает средства благодати. По этой причине она одерживает так мало духовных побед. Ей недостает духовной силы.

  1. Праздник — это время радости, время общения. Фраза «вкусить наследие Иакова, отца твоего» напоминает нам о Евангелии благодати, об обетовании, данном Аврааму, Исааку и Иакову (о том, что семя придет и даст избавление), и об излиянии Святого Духа. Эти обетования касаются как духовных, так и физических благословений Божьего народа.

1.4.4. Уста Господни изрекли это

«Уста Господни изрекли это». Это восклицание было добавлено для того, чтобы подчеркнуть верность Бога Своим обетованиям. Бог знает, что мы склонны легкомысленно относиться к субботе и забывать ее значение (Chantry 18). Он желает, чтобы мы святили этот день. В этом и заключается суть четвертой заповеди.

2. Новозаветное толкование субботы

Новый Завет строит свое понимание дня Господнего на ветхозаветной субботе. Так как закон, данный Израилю, был исполнен во Христе, мы можем утверждать, что Иисус принес истинный покой, что Он имеет власть и над субботой. Сын Человеческий есть Господин субботы, поэтому мы можем говорить о ней как о дне Господнем.

2.1. Пример Иисуса и Его учение о субботе

Иисус подтвердил соблюдение субботы. Он стремился защитить субботу и очистить ее от иудейского законничества. Он отверг законнические нововведения фарисеев, сделавшие субботу непосильным бременем для людей. Он сосредоточился на том факте, что суббота предназначена для блага людей. Иисус уделил большое внимание тому, чтобы верно истолковать ветхозаветные принципы, которые исполнились в Его земной жизни и будут действовать в грядущем Царстве Божьем.

Отношение Иисуса к субботе хорошо показано в Луки 6:1 и далее: «В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Кáк он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы. Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: чтó должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали. И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая. Они же пришли в бешенство и говорили между собою, чтó бы им сделать с Иисусом».

Этот и другие примеры из земной жизни Иисуса показывают, что Он использовал субботу для поклонения, отдыха и добрых дел. В субботу Иисус посещал синагогу, где поклонялся и проповедовал (Mк. 1:21; 6:2). В ряде случаев Он исцелил больных в субботу (Mк. 3:2–4). В субботу Иисус совершал дела милосердия и творил добро. Суббота представляет благословение нового Царства, так что в этот день мы должны делать добро и дела Божии. Это включает в себя посещение больных, бедных, голодных, чтобы быть благословением для нуждающихся (что видно на примере чудес Иисуса Христа). Иисус в этот день также уводил Своих учеников в пустынные места для отдыха. Иисус заявлял о Своей власти поступать по Своему усмотрению в субботу, ибо, как Он сказал, «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Mф. 12:8). В то время как Ветхий Завет предупреждает нас, чтó нельзя делать в субботу, чтоб не нарушить ее, жизнь и служение Иисуса дают нам позитивный пример того, что мы можем делать, чтобы святить субботу и день Господень. Реальность такова, что если бы мы следовали позитивному примеру Иисуса, Который поклонялся, творил дела милосердия и покоился в этот день, мы бы не нуждались в негативных предостережениях. Когда суббота представляется как позитивная обязанность подражать Христу, то как христианин может иметь негативный взгляд на субботу? Сам Иисус сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы…» (Mк. 2:27).

Вестминстерское исповедание веры не допускает никакой работы в день Господень, кроме неотложных дел и дел милосердия (Глава 21.8).

2.2. Преобразование субботнего дня

В Ветхом Завете все творение, включая Адама, было прообразом, указывающим на великое будущее исполнение. Адам не смог исполнить то, что ему поручил Бог, но Иисус, второй Адам, совершенным образом все исполнил. Он воскрес не в последний, а в первый день недели. В Иисусе ветхий завет исполнился; ветхий цикл отношений Бога с человеком был заменен новым циклом. Иисус принес вечный покой Божьему народу. Но так как мы еще пребываем в ветхом творении, мы еще не полностью вошли в покой (Евр. 4:10). Мы еще ожидаем этого, а значит, еще работаем, но, в противоположность ветхому творению, мы начинаем с покоя, а затем приступаем к работе. Ветхозаветный прообраз указывал на покой в будущем, а новозаветный покой указывает на то, что уже было достигнуто в Иисусе в прошлом, до начала работы. Поклоняясь в первый день недели, мы показываем, что день Господень соответствуют двум причинам введения четвертой заповеди. Освящая день Господень, мы исповедуем Иисуса Творцом. Он создал первоначальное творение, и, что более важно, Его воскресение ведет к появлению нового творения Божьего. Мы также утверждаем, что Иисус есть Искупитель, Тот, Кто спасает.

Основываясь на типологии, о которой мы упоминали, Палмер Робертсон утверждает: «…воскресение Христа означает событие, которое превосходит по своему значению первоначальное творение Божие. В Воскресении Бог полностью завершил Свою программу творения/искупления. Первоначальное творение привело к появлению мира. Но новое творение привело мир к предназначенному ему совершенству» (Christ of the Covenants, 20).

Иисус воскрес в первый день недели. Он встретился с учениками в первый день недели вечером (Ин. 20:19). Затем в первый день недели, то есть ровно через неделю, Иисус явился Фоме (Ин. 20:26).

Ранняя церковь понимала это, и в Деяниях мы читаем о том, что ученики прекратили поклоняться в субботу и начали поклоняться в первый день недели. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян. 20:7). Павел прибыл в Троаду в понедельник или вторник (см. стих 6) и ожидал первого дня следующей недели, то есть дня перед его отъездом, чтобы встретиться с верующими на богослужении. Лука показывает, что церковь имела обычай собираться в первый день недели. В 1 Коринфянам 16:2 Павел так говорит церкви в Коринфе: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду». Иоанн получил откровение в день Господень, и в Откровении 1:10 он говорит: «Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный…»

Как мы видим из этого отрывка, церковь собиралась в этот день специально для того, чтобы поклониться Богу как церковь. Более подробно на эту тему см.: Chantry 82–96.

2.3. Суббота в новозаветной языческой культуре

Как быть христианам, живущим среди такого народа, который не имеет специального дня отдыха? Будет ли судить Бог таких верующих за то, что они не соблюдали день Господень? Что подразумевала под днем Господним ранняя церковь? Мы можем ответить на этот вопрос двумя способами: 1) Они делали то, что было в их силах, и 2) они понимали иудейскую субботу как указатель на христианскую субботу. Они пытались, как могли, соблюдать принцип субботы.

Важно понимать это в тех странах, которые живут по антихристианским принципам. Грехи государства и всего народа могут мешать христианам отдыхать и поклоняться Богу так, как они хотели бы. Бог понимает такую ситуацию и желает, чтобы Его Церковь стремилась к лучшему в тех обстоятельствах, в которых она находится. Он знает, что Церковь — это не ветхозаветный Израиль, и Он желает, чтобы она делала все, что в ее силах. В Деяниях 20 (выше) мы видим, что поместная церковь собиралась вечером. Наверное, так было потому, что члены церкви не могли приходить днем. И все же в тех странах, в которых суббота/день Господень не считается днем покоя, верующие лишены великого благословения дня Господня.

2.4. Практическое соблюдение субботы

Как мы должны соблюдать субботу? Над чем нам следует подумать, стремясь посвятить этот день Господу? Деяния 20:7 показывают нам, что в этот день христиане должны собираться на публичное богослужение и проводить время в братском общении. Прежде чем идти на богослужение, мы должны приготовить свои сердца. Мы можем использовать наши дома для семейного  поклонения. Если позволяет время, мы должны так проводить этот день, чтоб он был особым благословением для наших детей. Нужно искать возможности сделать этот день особенным и интересным, например, можно в лицах рассказывать дома библейские истории. Будем стараться сделать этот день днем особой радости для всей семьи. Наконец, мы можем использовать этот день для посещения других христиан, находя пути послужить бедным и больным, помочь нуждающимся.

Наше субботнее поклонение Богу должно отражаться и во всех остальных днях недели (Деян. 2:42–46). Суббота с ее публичным богослужением придает нам силы жить христианской жизнью всю последующую неделю, пока мы снова не соберемся как народ Божий для совместного поклонения в день Господень.

Выводы

Бог отделил один день недели для того, чтобы люди могли сосредоточиться на поклонении, отдыхе и добрых делах. В Ветхом Завете этим днем был седьмой день недели, а в Новом Завете — это первый день недели. Соблюдение дня Господня — это открытое провозглашение пред Богом и миром, что Бог — Творец и наш Искупитель. В этот день мы должны покоиться. Мы должны позаботиться о том, чтоб в этот день покоились и другие люди, за которых мы несем ответственность. Мы должны поклоняться, радоваться в Господе и творить добро, неся благословения Царства.


Вопросы к уроку 7

  1. Где в Библии в первый раз упоминается о Божьем покое? В чем заключается значение данного отрывка?
  2. Каковы две причины соблюдения субботы называются в Десяти заповедях?
  3. Что говорит четвертая заповедь о работе в субботний день?
  4. Чему мы можем научиться, вспоминая о манне в пустыне?
  5. Что мы имеем в виду, когда говорим, что суббота является прообразом? Что она символизирует?
  6. Что говорят ветхозаветные отрывки о духовной природе субботы во времена Ветхого Завета?
  7. Какие дела совершал Иисус в субботний день? Почему мы называем его днем Господним?
  8. Какие отрывки говорят нам о том, когда ранняя церковь собиралась для богослужения?
  9. Почему день Господень стал первым днем недели?
  10. Как церковь, находясь в нехристианской культуре, может соблюдать день Господень?

51 Sermonaudio.com — «День Господень».

 

 

Курс "Реформатское богослужение"

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

twenty − 6 =

Джуліан Майкл Загг

  Международная семинария в Майами 14401 Олд Катлер Роуд, Майами, США

Інші статті Джуліан Майкл Загг