ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ДОМ БОЖИЙ!

Статті про літургію 18 лютого 2017 0 83

Ключ к богослужебной жизни

«Разумеешь ли, что читаешь?» «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» Такой разговор состоялся однажды на дороге, идущей из Иерусалима в Газу, между Апостолом Филиппом и эфиопским вельможей (Деяния 8). Человек читал Книгу пророка Исаии, но не понимал ничего из прочитанного. Требовался кто-то, способный объяснить, Кто же этот Агнец, Которого ведут на заклание. Уподобившись Филиппу, мы можем спросить самих себя и друг друга во время мессы: «Разумеешь ли, что поешь, читаешь и слышишь?» Почему христианская община проводит Богослужения и почему именно в такой форме? Цель данной брошюры – помочь совершить экскурсию в богатейший мир Богослужения и дать ключ к его пониманию.

В слове «Богослужение» можно увидеть два значения: либо его совершает Бог, то есть Бог служит людям, либо, наоборот, люди служат Богу. Во время мессы, совершаемой в Христианской Церкви, оба значения присутствуют, но решающую роль всегда играет первое из них. Бог служит Своему народу, новозаветному Израилю, в Слове и Таинстве. Жизнь исходит от Него, Он Податель жизни, Он делает мертвое живым. Ведь Сам Иисус говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Именно благодаря соделанному Христом возникает община. И она, в свою очередь, служит Богу и восхваляет Его за Его дары во время мессы. Христианская община – это «богослужебная община».

Истинное присутствие Иисуса Христа составляет главный смысл любого христианского Богослужения. Не даром ведь в Ранней Церкви Богослужение называли «Собранием во имя Иисуса» (Мф. 18:20, 1 Кор. 5:4). Христос – словно узкая горловина между двумя колбами песочных часов, через которую песок струится сверху вниз. Бог через Христа и во Христе передает дары Своим людям. Точно так же осуществляется связь и в обратном направлении: через Христа, присоединяясь к Нему, община передает Богу свои восхваления, благодарения, молитвы и пожертвования. Значительная часть литургического языка – прямые заимствования из Библии. Триединый Бог, таким образом, дарует нам не только Себя Самого, но Он также дарует нам и слова, которыми мы могли бы Его возблагодарить и прославить. Прекрасный пример – завершение Причастной молитвы: «Через Него, с Ним и в Нем Тебе, Богу Отцу Всемогущему, в единстве духа Святого всякая честь и слава во веки веков».

«И се, Я с вами…»

Христианская община унаследовала свой богослужебный распорядок от иудейского синагогального Богослужения, которое состояло из чтений, пояснений к прочитанному, молитв и пения псалмов. К этому ветхозаветному синагогальному распорядку добавили усовершенствованный вариант храмового жертвенного культа – новозаветную Трапезу, в Которой посланный Богом Мессия и Посредник, Иисус Христос, воистину присутствует и мы можем Его принять. Старейшие из сохранившихся фрагментов богослужебных распорядков относятся примерно к 4 веку и, по большей части, соответствуют известными нам чинопоследованиям. Ведь христианская литургия – это единственное место, где словарные формы, одежды и мелодии времен античности в качестве живой непрерывной традиции сохранились до наших дней. Участвуя в мессе, мы словно бы видим всю Церковь в разрезе, приобщаемся к ее вере и к ее жизни. Так молились всегда. Так верили всегда.

Во времена Реформации, в 16 веке, в Мартин Лютер подверг резкой критике литургические злоупотребления Римской Церкви. Драгоценные дары Божии, принадлежащие всем христианам, для простых людей оказались вне пределов досягаемости. Священники служили мессу по-латыни, вдали от прихожан, за алтарной преградой. Причастие преподавалось народу не под обоими видами, люди практически не слышали ни проповеди, ни библейского наставления. Тем не менее, ни в коем случае не было нужды отказываться от мессы. Даже распорядок мессы сохранялся неизменным – ее лишь очистили от противоречащих вероучению нововведений и вновь сделали достоянием всех христиан. Стали использовать национальный язык, чтобы к сокровищам мессы можно было приобщиться и без знания латыни. Общине вернули право петь гимны, к известным ранее мелодиям сочинили новые тексты. Стали делать акцент на важности проповеди Слова. Начали укреплять, наставлять и утешать народ Божий при помощи чистой проповеди Закона и Евангелия, а не развлекать его сказками о святых, как это делалось раньше.

Христианская литургия (греч. leitourgia, общее дело, общая обязанность, общее служение) – это живая традиция, своими корнями уходящая к первоистокам, ведь она никогда не сможет оторваться от библейской истории, не утратив при этом своей сути. То, как мы молимся (форма) отражает то, во что мы верим (содержание). В то же время присутствующий во время литургии Христос ищет способ стать понятным и современным для людей любой эпохи. Во время мессы мы используем вложенные Богом в наши уста слова, которыми христиане восхваляли и благодарили Бога во все времена. То есть мы присоединяемся к христианам, жившими в разное время в разных странах. Приобщение во время мессы к Слову и Таинству – это всегда по своей глубинной сути приобщение к Самому Христу. Посредством Своего Слова Он вступает в беседу с нами, учит нас и отдает нам Себя. Христос воистину присутствует во время мессы!

Джерело: Брошура Янне Коскела – Юхана Похьола
“ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ДОМ БОЖИЙ! Ключ к богослужебной жизни” 
Перевод с финского: Дарья Шкурлятьева

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

2 × four =