Элементы богослужения

Статті про літургію 12 травня 2016 0 94

Регулятивный принцип подчеркивает, что мы должны поклоняться Богу только в соответствии с Его заповедями. Элементы имеют прямое отношение к тому, что Бог заповедал нам в Своем Слове.

В Вестминстерском исповедании веры элементы определяются как то, что либо явно выражено в откровении/заповедях Божьих, либо как то, что выведено из Писания «путем оправданных и логически обоснованных умозаключений» (Глава 1.6). Во втором случае элементы явно не выражены в Писаниях, но путем логических умозаключений легко из них выводятся. В качестве примера можно привести учение Иисуса о воскресении, изложенное Им саддукеям. Он цитирует закон: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова…» (Mф. 22:32). Здесь речь идет о настоящем времени, хотя Иегова произнес эти слова спустя долгое время после смерти упомянутых в них людей. Это означает, что, хотя эти люди умерли, они живы для Бога, и Он воскресит их в последний день. Теологически Церковь использует этот метод и в рассуждениях о Святой Троице. Само слово «Троица» не упоминается в Писаниях, но в них содержится информация, позволяющая вывести доктрину о Троице. Так как Иисус участвовал в синагогальном богослужении, это доказывает, что Он не осуждал его (в отличие от теологии самарян). Так как Иисус обещал заменить Собою храм, некоторые рассматривают синагогальное богослужение как угодное Богу. Так, ранняя Церковь использовала синагогальную модель богослужения.

Вестминстерское исповедание веры в 21:3, 5 дает определение элементам. В Большом катехизисе, в вопросе 108, они представлены следующим образом:

Чего требует от нас вторая заповедь? Ответ: Вторая заповедь требует от нас принимать, соблюдать и хранить в чистоте и неприкосновенности все повеления о поклонении и служении Богу и все установления Божии, данные нам в Его Слове, а именно: о молитве и благодарении во имя Христа; о чтении, проповеди и принятии Слова Божия; об отправлении таинств и участии в них; о церковном управлении и церковной дисциплине; о богослужении и обеспечении его; о посте; о клятвах именем Божиим и о принесении Ему обетов; эта заповедь требует также, чтобы мы не поощряли ложное служение, отвращались от него и противились ему, и, сообразуясь со своим положением и призванием, искореняли его и уничтожали все, что связано с идолослужением.

В наше рассмотрение элементов я включил также рассмотрение некоторых путей их применения в традиционном реформатском богослужении. Хотя с чисто технической точки зрения это уже переход к форме богослужения, нам полезно увидеть, как реформатская теология понимает использование элементов. Элементы — обязательны в богослужении, в то время как форма — нет.

sacraments

1. Чтение Слова Божия, проповедь и учение

Вестминстерское исповедание веры (21.5) указывает, что «с благоговейным трепетом читать Священное Писание, проповедовать здравое учение, с разумением внимать Слову, сознательно, с верой и почтением повинуясь Богу», — это есть элемент богослужения.

Ключевой текст на эту тему записан во 2 Tимофею 3:16–17: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».

1.1. Проповедь и изучение Слова Божьего

Бог открывает Себя в Писаниях, и поэтому Писания сообщают нам волю Божию о нас. Как поклоняться Богу — это одна из главных их тем. Чтение Писаний, молитва и слушание Писаний с благодарением и благодатью — все это неотъемлемая и активная часть богослужения.

«Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Tим. 4:1–4). Павел призывает назидаться (1 Кор. 14:26) чтением как его посланий, так и ветхозаветных Писаний (Кол. 3:16).

1.2. Призыв к поклонению

Вестминстерское исповедание веры[1] учит начинать богослужение с официального призыва к богослужению. В Нидерландах Votum salutation, то есть «слово приветствия», провозглашается служителями церкви, которым даны ключи Царства и право приводить общину в Божье присутствие.

1.3. Чтение Писаний

Это — центральный элемент богослужения. Реформатские церкви подчеркивают, что чтение Писаний должно не просто предшествовать проповеди, но быть отдельной частью богослужения. Обычно читается как Ветхий, так и Новый Завет, чтобы показать единство Писаний и непреходящую ценность Ветхого Завета. (Кроме того, чтение вслух может объясняться тем, что раньше не было всеобщей грамотности и многие не имели у себя дома текстов Писаний.) Община может также цитировать вслух Слово Божье.

1.4. Проповедь

Реформаторы очень высоко ценили проповедь. Они считали, что если служитель проповедует в соответствии с Писанием, то он проповедует Слово Самого Бога со властью Божией. Бог говорит с общиной через проповедь.

1.5. Приветствие

Речь идет о приветствии служителем общины во имя Бога, по образцу, взятому из посланий апостола Павла. Обычно служение начинается с призыва и следующего за ним ответа общины. Например, в ответ на приветствие община отвечает: «Помощь наша — в имени Господа!» В начале 20 века американские пресвитериане часто начинали богослужение с прославления. Бога славили за то, Каков Он есть.

1.6. Благословения

Это еще одно использование элемента Писаний в богослужении. Например, рассмотрим отрывок из Чисел 6:24–27: «“Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!” “Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!” “Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!” Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их».

Эти слова произносятся в конце богослужения служителем, пресвитером церкви — произносятся во имя Христа и от имени церкви. Это обращение к Богу с просьбой благословить Свой народ, защитить его и пребывать с ним, когда он будет продолжать свой дальнейший путь. Благословляет только Бог, а служитель является лишь посредником. Это больше, чем молитва. Это — печать и свидетельство того, что Божье имя на Его народе (Числ. 6:27). В Писаниях можно найти и другие благословения, призываемые на Божий народ. Вот некоторые из них[2]:

«Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа], да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (Евр. 13:20–21).

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь» (1 Кор. 16:23–24).

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13).

«Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь». (Иуды 24–25)[3].

l.7. Доксология

Доксология, или славословие (от греч. doxa — слава и logos —слово или произношение), — это краткий гимн хвалы и благодарения Богу, часто применяемый на различных христианских богослужениях после песнопений, псалмов или гимнов. Эта традиция происходит от подобной практики, применяемой в иудейской синагоге. Римлянам 11:33–36 является библейским примером славословия: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его…» Каждое учение и поклонение должно оканчиваться славословием. Хорошим примером славословия является гимн «Слава Отцу», или Gloria Patri (название составляют первые два слова гимна на латинском языке). Разные течения католиков, православные и даже многие протестанты, включая англикан, пресвитериан, лютеран, методистов и реформированных баптистов, обычно используют этот гимн в качестве славословия. Он называется «Малым славословием» в отличие от «Великого славословия» — Gloria in Excelsis Deo.

Доксологию также рассматривают как краткое исповедание веры из-за упоминания в ней трех Лиц Святой Троицы:

«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, как было в начале, ныне и всегда и вовеки веков. Аминь» (буквальный перевод с латинского). Обычная доксология звучит так:

«Прославьте Бога, от Которого нисходят все благословения; прославь Его, все творение на земле; прославь Его в вышних, все небесное воинство; Слава Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь».

Доксологией заканчивается молитва Господня: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь» (Mф. 6:13б). 

l.8. Символ веры

В то время как пресвитерианские и вестминстерские богословы, находясь под влиянием индепендентов, не требовали включать в богослужение чтение символов веры, голландские реформаты использовали их в своих церквах.

Символы веры очень полезны, так как в них излагается суть учения Церкви, утверждается единство ее членов и напоминается, что Церковь одна во все века: она едина с Церковью прошлого и Церковью на небесах. Аргументация против использования в богослужении символов веры заключается в том, что они якобы ограничивают свободу совести членов церкви и что люди могут понуждаться к формальному согласию с их положениями. Голландская реформатская церковь использует символы веры на своих богослужениях и требует от людей, желающих к ней присоединиться, выразить письменное согласие со всем Катехизисом и Вероисповеданием церкви. К основным символам веры относятся: Апостольский символ веры[4], Никейский символ веры и Афанасиевский символ веры. Тексты этих символов веры находятся в приложении к данному курсу. Многие первые реформатские церкви пели символы веры на своих богослужениях.

2. Молитва

Каждый согласится с тем, что молитва является очень важным элементом богослужения, но как мы должны молиться? Путешествуя по миру, я обратил внимание на то, что в разных местах христиане молятся по разному. Как каждая поместная церковь учится молиться? Во многих случаях люди берут пример со служителей, которые ведут богослужение. Существуют ли правильные и неправильные молитвы? Можно ли научиться молиться лучше?

Писания очень много говорят о том, как следует молиться. Это касается как личной, так и публичной молитвы. В Ветхом Завете приводится множество замечательных молитв великих Божьих святых. Они являются для нас примером того, как следует молиться, и мы должны внимательно исследовать их. Псалмы также служат замечательными примерами молитв святых людей. Все молитвы, которые мы находим в Писаниях, были вдохновлены Святым Духом.

В Новом Завете ученики, зная, что они не умеют правильно молиться, попросили Господа Иисуса научить их. Иисус научил их молитве, которую мы называем Господней и которая записана в Матфея 6:9–13.

Иисус также назвал ряд принципов молитвы в Нагорной проповеди.

Рассмотрим следующие принципы молитвы:

  1. Мы должны молиться так же, как молились мужи Божии. Мы должны подражать их молитвам. Это касается таких молитв, как молитва Моисея (Исх. 34), молитва Соломона (3 Цар. 8), молитва Даниила (Дан. 9), молитва Ионы (Иона 2), молитва Анны (1 Цар. 2), молитва Марии (Лк. 2), молитва Иисуса (Ин. 17), молитвы апостолов в Деяниях 4 и других местах и молитвы апостола Павла в его посланиях.
  2. Мы должны молиться Псалмами. Псалмы следует использовать для пения и молитвы во время публичного богослужения.
  3. Мы должны молиться молитвой Господней и, кроме того, использовать ее как образец для молитвы. В молитве Господней мы сначала поклоняемся Богу, а потом уже просим Его благословить нас.

Одной из типичных ошибок в молитве является слишком частое повторение Божьего имени. В Писаниях мы не видим ничего подобного. Писания ясно учат, что многословие в молитве свойственно язычникам и нечестивцам, которые думают, что они будут услышаны благодаря частому и громкому повторению имени Бога. «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:7–8). Когда мы молимся, мы разговариваем с Богом, Который хорошо знает нас и заботится о нас, поэтому мы должны приходить к Нему со смирением, не пытаясь заставить Его выполнить нашу волю.

Другой типичной ошибкой является одновременная громкая молитва нескольких человек. Как мы уже видели в Послании к Коринфянам, Павел призывает церковь соблюдать порядок. В аналогичных отрывках мы видим, как апостол повелевает пророкам, даже если они ведомы Святым Духом, молиться по очереди, друг за другом. Они не должны были пророчествовать одновременно. Во время совместной молитвы желательно, чтобы служители молились за общину и от имени общины.

Этот же принцип относится и к хвале и поклонению. Нам даны Псалмы и заповедь петь их. Когда же мы поем другие духовные песни, Псалмы должны быть для нас образцом. Мы видим, что в Псалмах не просто снова и снова повторяются одни и те же истины. В них сочетаются сердечные переживания, теология и хвала. Наши песни должны быть такими же.

В Вестминстерском исповедании веры сказано: «Бог требует от всех людей благодарственной молитвы, которая является особой частью религиозного служения; и для того, чтобы такая молитва была принята, она должна твориться во имя Сына, при содействии Его Духа, в согласии с Его волей, с разумением, благоговением, смирением, ревностью, верой, любовью и постоянством, и если молитва произносится вслух, то на понятном языке» (21:3). Далее мы читаем: «Молиться следует о том, что законно; за всех живущих людей и за всех, кто будет жить, но не за умерших и не за тех, о ком известно, что они согрешили грехом к смерти» (21.4).

Этот символ веры учит нас, что мы должны молиться во время богослужения и что наши молитвы должны быть во имя Сына. Если мы не будем молиться во имя Христа, наши молитвы не будут приняты Богом. И это не какая-то магическая формула. Когда мы не молимся во имя Иисуса Христа, это свидетельствует о нашем непонимании того, что Он — наш Ходатай, от Которого зависит наше спасение. Роберт Шоу, комментируя Вестминстерское исповедание веры, заявляет: «Недостаточно просто включать в наши молитвы имя Христа или завершать их стандартными словами: “Все это мы просим ради Христа”». Молиться во имя Христа означает вдохновляться к молитве только Христом, зависеть только от Него и полагаться только на Его заслуги и заступничество, благодаря которым мы можем получить доступ к Богу и благодатный ответ на наши молитвы».

Молитва Господня является для нас образцом молитвы. Вестминстерское исповедание веры излагает ее как в Кратком, так и в Большом катехизисе. Я включил в список рекомендованной литературы две книги, которые помогут вам лучше понять суть публичной молитвы.

Молитвы, которые используются в богослужении, обычно разделяются на несколько видов. Вот главные виды молитв: молитва хвалы (в начале богослужения), исповедание грехов, молитва-прошение/ходатайство и благодарственная молитва. Вестминстерское исповедание веры также указывает на то, что публичная молитва должна звучать на понятном языке.

3. Пение

Вестминстерское исповедание веры гласит, что «с благодатью в сердце воспевать псалмы» — это часть «общего для всех духовного служения Богу» (21.5). Библейское основание этого мы находим в Ефесянам 5:19–20 и Колоссянам 3:16–17, где делается акцент на пении псалмов, гимнов и духовных песен, а также в Иакова 5:13. Библейские примеры этого есть в 1 Коринфянам 14:15–26.

«…Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу…» (Eф. 5:19).

«Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак. 5:13).

3.1. Исключительная псалмодия

Реформатские церкви разделились относительно того, должны ли мы петь во время богослужений только Псалмы из Ветхого Завета (исключительная псалмодия) или же мы можем использовать для пения другой, небиблейский материал (различные гимны).

Кальвин никогда не настаивал на исключительной псалмодии, однако он составил Женевскую Псалтирь, и реформатская церковь в Женеве пела преимущественно Псалмы, тексты Писаний (Декалог) и символы веры, положенные на музыку. Шотландская церковь времен Джона Нокса и Вестминстерское исповедание веры призывают к исключительной псалмодии. Индепенденты используют на богослужениях и гимны. Использование гимнов стало распространяться в основном в Англии во время евангельского пробуждения (Исаак Уотс сделал парафраз Псалмов, и появился сборник гимнов Уэсли) и в Америке во время Великого пробуждения (1725–1750 и 1800–1840).

Аргументы в пользу исключительной псалмодии заключаются в том, что мы должны использовать на богослужении только то, что указано нам в Писаниях. Псалтирь была ветхозаветным сборником гимнов, а вышеуказанные ключевые стихи в Ефесянам и Колоссянам говорят о псалмах, славословиях, или гимнах (в английском переводе Библии. — Прим. пер.), и духовных песнопениях. Это тройное разделение указывает на три части Псалтири, которая включает псалмы, гимны и духовные песнопения. При этом гимны и духовные песнопения не следует отделять от псалмов; скорее, они являются частью Псалтири. Если мы посмотрим на вступления (которые являются богодухновенными) к Псалмам, то заметим, что в них многие Псалмы названы «гимнами». После тайной вечери Иисус вышел с учениками из дома, и они пели гимн (Mф. 26:30) (в английском переводе Библии. — Прим. пер.). Тогда было принято после совершения пасхи петь Псалом 117 и другие. Многие утверждают, что Псалмы имеют пророческий и типологический характер, указывая на грядущего Христа. В этом смысле они не являются типично ветхозаветными текстами; скорее, они указывают на Новый Завет.

Дортский синод принял решение использовать исключительную псалмодию. Кальвин и французская Церковь позволяли петь на богослужениях Псалмы, гимны, Декалог и символы веры[5].

Мортон Смит указывает, что, наряду с Псалтирью, ранняя церковь использовала сборник церковных гимнов. Пайп поддерживает использование Псалмов и гимнов[6]. Он доказывает, что Ветхий Завет нигде не настаивает на том, что мы должны воспевать Богу только Псалмы. В Библии есть ряд примеров песен, воспеваемых Богу. Он усматривает параллель между Псалмами и молитвами. Многие Псалмы являются молитвами, и в Писаниях есть множество других молитв. Далее, в Новом Завете имя Иисуса Христа играет важную роль в поклонении (в Псалмах оно не упоминается), и есть ряд примеров, когда оно воспевается в этой части Писаний. Один из таких примеров — Откровение 5. По этим причинам он допускает использование гимнов и псалмов. Однако каких бы взглядов мы не придерживались по этому вопросу, ясно то, что мы должны во время публичных богослужений больше петь из Псалтири.

3.2. Общее пение

Реформаторы подчеркивали важность общего пения, когда вся община воспевает Богу хвалу. Когда мы используем хор, это отделяет поклонение хора от поклонения остальных людей. Бог желает, чтобы весь Его народ воспевал Его; это является правом и привилегией каждого верующего во время публичного богослужения. Общее пение также предупреждает использование так называемой специальной музыки или соло в поклонении. Исторически особая музыка стала использоваться в поклонении в 1800-х годах в Америке[7], что было отражением субъективизма Второго великого пробуждения.

3.3. Музыка

Ранняя церковь не использовала никаких музыкальных инструментов. На протяжении первой тысячи лет в церкви пели без музыкального сопровождения. Но уже ранние реформаторы начали использовать музыкальные инструменты, чтобы улучшить качество общего пения. Если мы используем музыку и инструменты, то они должны быть лишь вспомогательным средством в нашем поклонении. Это означает, что не всякая музыка уместна в церкви. Музыка никогда не должна доминировать в поклонении или же заменять собою общее пение. Музыкальные инструменты нельзя использовать для того, чтобы произвести впечатление на слушателей, что сегодня является обычным явлением в римско-католической и во многих протестантских и харизматических церквах. Правильные слова должны сопровождаться правильной мелодией. Должно быть соответствие между музыкой и тем, что мы поем и как мы поем.

4. Таинства

4.1. Вечеря Господня

Вечеря Господня также называется причастием или евхаристией. Вечеря Господня является заветной трапезой, утверждающей Новый Завет в Крови Христовой и должна совершаться ТОЛЬКО среди верующих людей. В 1 Коринфянам 11 Павел наставляет церковь, как она должна собираться и совершать это таинство. Таинство могут совершать только рукоположенные служители церкви. Католическая практика приватного причастия не имеет библейского основания и теологически ошибочна.

4.2. Коллективное и публичное таинство водного крещения

Кто должен совершать это таинство и где? Не существует явных заповедей или примеров публичного водного крещения как обязательной части богослужения общины, но мы имеем примеры того, как крещение преподавалось отдельным людям вне церкви (Деян. 8; Деян. 16). Так как водное крещение символизирует публичное исповедание веры и присоединение человека к Церкви Божьей, вестминстерские богословы определили его как публичный акт поклонения. Без сомнения, бывают случаи, когда крещение преподается частным образом, но такие случаи должны быть исключением, а не правилом.

5. Пожертвования

Вестминстерское исповедание веры не называет пожертвования, или приношения, отдельным элементом богослужения. К классическим отрывкам, которые позволяют считать пожертвования частью богослужения, относятся Псалом 95:8: «…несите дары… во дворы Его…» и 1 Коринфянам 16:1–2. Но проблема здесь заключается в том, что первый отрывок имеет в виду элемент храмового богослужения (которое завершилось во Христе), а второй — говорит о специальном сборе пожертвований для нуждающихся христиан в Иерусалиме, а не о систематическом сборе пожертвований в поместных церквах для церковных нужд. Мы прекрасно знаем, что церковь должна почитать труд служителей, которые трудятся в Слове, и ради своего же блага «не заграждать рта у вола молотящего». Исходя из 1 Коринфянам 16 и этих принципов, мы можем сделать вывод, что сбор пожертвований во время публичного богослужения правомерен и обоснован. Пожертвования также включены в содержание обетов, которые человек дает при вступлении в общину. Вероисповедание говорит о необходимости поддержания веры, и в этом смысле пожертвования также играют свою роль.

6. Религиозные обеты

Вестминстерское исповедание веры также говорит об обетах (клятвах) как о законном элементе богослужения. Речь идет о совместном цитировании в церкви символа веры, обетах при присоединении к ней, обетах при водном крещении и рукоположении новых служителей, обете жертвовать десятину (см. выше).

Каждый член церкви должен стремиться исполнять эти обеты и поддерживать чистоту богослужения в соответствии со своими полномочиями и обязанностями в церкви. Главная же ответственность за это лежит на пресвитерах и служителях церкви.

Символ веры указывает на необходимость участия сердца в поклонении. Поклонение лишь на словах не имеет смысла. Псалом 49 подчеркивает, насколько опасно заботиться только о внешней стороне поклонения, в то время как сердце далеко отстоит от Бога.

Выводы

Вестминстерское исповедание веры перечисляет элементы, которые обязательны для публичного богослужения, и элементы, которые присутствуют в нем периодически. Наш долг — принять их, соблюдать их во всей чистоте и целостности, как они изложены Богом в Его Слове. Особенно это касается молитвы и благодарения во имя Христа, чтения, проповеди и слушания Слова Божия, совершения таинств и принятия в них участия, управления церковью и поддержания в ней дисциплины, труда служителей и их содержания, постов, обетов во имя Бога и пред Богом.

Вопросы к уроку 5

  1. Где в Писаниях нам дана заповедь использовать Слово Божие во время богослужения?
  2. Где в Писаниях нам дана заповедь воспевать Бога?
  3. Где в Писаниях нам дана заповедь молиться во время богослужения?
  4. Где в Писаниях нам дана заповедь совершать таинства?
  5. Почему мы считаем таинством водное крещение?
  6. Почему мы включаем в богослужение сбор пожертвований?
  7. Что мы подразумеваем под религиозными обетами, приносимыми во время богослужения? Приведите примеры.
  8. Как использовались символы веры в разных реформатских традициях? Объясните эти традиции.
  9. Объясните суть аргументации в пользу исключительной псалмодии.
  10.  Объясните суть аргументации в пользу того, что всякое пение во время богослужения должно быть общим

30 Кальвин начинал богослужение с чтения Писаний.

31 Некoторые считают, что это знак или печать, которой Бог, благословляя, отмечает Свой народ. 2 Tимофею 2:19 гласит: «Но твердое основание Божие стоѝт, имея печать сию: “познал Господь Своих…Сравните это с печатью на неверующих в Откровении 13:16: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его».

32 Это, конечно же, славословие, хотя этот текст иногда и называют благословением.

33 Несмотря на свое название, Апостольский символ веры не был написан апостолами или учениками, которые ходили и общались с Иисусом во время Его земной жизни и служения. Это, скорее, компиляция того, что верующие первых веков знали из письменных и устных свидетельств, на основании которых впоследствии были выработаны главные догмы христианской веры. Этот символ веры был переработан соборами первых веков и окончательно принят в конце четвертого века (см. вебсайт CRC).

34 Мортон Смит во время конференции в Гринвилле, посвященной теме богослужения отметил, что гугеноты были приверженцами Псалтири и пели Псалмы во время гонений и битв. Из-за их любви к Псалтири католическая церковь во Франции в те времена запретила петь Псалмы во Франции.

35 Гринвилльская пресвитерианская теологическая семинария, аудиолекции.

36 Доктор Мортон Смит. Конференция в Гринвилле на тему о богослужении. Аудиозапись.

 

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

1 × four =

Джуліан Майкл Загг

  Международная семинария в Майами 14401 Олд Катлер Роуд, Майами, США

Інші статті Джуліан Майкл Загг