Литургия

Статті про літургію 12 травня 2016 0 470

Этот урок посвящен рассуждению о порядке, в котором должны следовать элементы богослужения. Установленный порядок богослужения называется литургией. В конце урока мы поместили краткую историю литургии.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAСлово «литургия» взято из книги Левит. Это еврейское слово было использовано для описания порядка элементов богослужения ветхозаветного домостроительства. Его греческий эквивалент используется в Деяниях 13:2, где нам говорится о том, что Савл с другими «служили» Господу. Таковы предпосылки возникновения термина «литургия».

Мы часто неверно понимаем этот термин. Мы называем церкви с развитой литургической традицией (такие, как католическая, англиканская или епископальная) литургическими церквами. В противоположность им те церкви, которые имеют более простую систему богослужения, как, например, пятидесятническая церковь, мы называем нелитургическими. Это в корне неверно. Все церкви являются литургическими, хотя некоторые из них имеют более сложную и структурированную систему проведения богослужения, а другие — более простую. Тема литургии очень важна для реформатских церквей.

1. Четыре основных подхода к литургии

Существуют четыре основных подхода к литургии[1]. Кратко рассмотрим каждый из них.

A. Каноническая литургия

Церковь, будь то поместная или вся деноминация, устанавливает порядок богослужения для служителей и членов церкви. Богослужение имеет строгую форму, обязательную для всей общины. Примером этого является использование молитвенников в англиканской, епископальной, римско-католической и православной церквах. Чтение молитв и общая молитва (к которой присоединяется вся община) производится в строго определенном порядке.

Б. Дискреционная литургия

Такая литургия имеет определенную форму и включает общую молитву (в письменной форме, которой молится вся община). Ответственность в вопросе проведения богослужения возлагается только на служителя церкви. Он имеет право выносить суждения в каждом отдельном случае. Примерами такой литургии являются немецкая страсбургская литургия, которую использовал Кальвин в Женеве и Джон Нокс в Шотландии (2-я книга дисциплины).

В. Структурно-рекомендательная литургия

Этот вид литургии подразумевает общие рекомендации относительно структуры богослужения и порядка следования его элементов. Это касается тем для молитв, видов молитв и роли молящихся в богослужении, однако не касается самих текстов молитв, псалмов и гимнов. Служителю рекомендуется включать в литургию главные ее элементы, но как их использовать, решает он сам. Этот вид литургии представлен в Вестминстерском исповедании веры; он использовался ранней Шотландской церковью и некоторыми первыми пресвитерианскими церквами в США.

Г. Совершенно свободное богослужение

Служитель церкви решает сам, какие элементы и как использовать на богослужении. Такой вид богослужения практикуют сегодня большинство евангельских и харизматических групп и течений.

Мы должны признать, что «нелитургические» церкви на самом деле имеют литургию. Различие следует проводить не между «литургическими» и «нелитургическими» церквами, а между церквами со свободной, неструктурированной литургией и церквами с более строгой формой литургии. Исторически реформатские церкви придерживаются второго или третьего подхода к литургии (Б и В).

2. Важность развития литургии

В Писаниях нет четких предписаний относительно того, как церковь должна проводить свое богослужение[2]. Не существует одной обязательной модели литургии для всех церквей всех времен. Однако мы должны признать, что церковь все же должна иметь четкую литургическую структуру своих богослужений, соответствующую библейским принципам.

Если Библия не предписала нам одной четкой модели богослужения, зачем нам тогда вообще беспокоиться об этом вопросе? Терри Джонсон[3] предлагает нам три вопроса, которые мы должны рассмотреть, рассуждая о литургии.

2.1. Все ли вышеперечисленные виды богослужения подходят для того, чтобы выразить наши реформатские и пресвитерианские убеждения?

Теология реформатской церкви делает акцент на некоторых ключевых элементах богослужения. Речь идет о центральном положении Христа, суверенитете Бога и завете. Наша литургия должна максимально ясно отражать эти основополагающие принципы и не пренебрегать ими. Некоторые виды литургии способны лучше выразить эти истины в богослужении, чем другие. Мы же должны выбирать те библейские формы поклонения, которые наилучшим образом соответствуют нашему вероучению и практике.

2.2. Следует ли серьезно относиться к формам богослужения?

Богослужение влияет на всю личность человека, на его разум и чувства. Как мы уже отмечали, существует тесная взаимосвязь между нашей теологией и поклонением. Кальвинистская реформатская теология развивает кальвинистскую литургию. Если мы принадлежим к плимутским братьям, это также будет определять содержание и форму наших богослужений. Богослужение является и должно являться отражением нашей теологии.

2.3. Следует ли серьезно относиться к формам богослужения, принятым в реформатской церкви?

Мы должны также признать, что Церковь не только сегодня, в настоящее время, водима Святым Духом, но что она имеет богатейшую библейскую традицию. На протяжении тысячелетий она водима Духом и должна использовать свой опыт для своего блага и возрастания в понимании истины. Слово Божие не было дано нам первым. Мы получили его от предыдущих поколений верующих, которые так же были водимы Духом Божьим.

Итак, литургия очень важна. Чапел пишет: «Литургия рассказывает нам историю. Мы передаем Евангелие на богослужении тем, как мы поклоняемся Богу» (27). Вот почему мы должны серьезно относиться к нашей литургии.

3. Принципы реформатской литургии

На реформатское богослужение оказали наибольшее влияние следующие три фактора: реформатская теология, структура Евангелия и церковная история.

3.1. Теологические принципы

Писания и реформатская теология оказывают главное влияние на наше мировоззрение, особенно на наши взгляды на Христа, суверенитет Бога и завет.

Первый принцип гласит: Бог говорит на богослужении через Своих представителей. Служители церкви говорят от имени Самого Бога. Во-вторых, Бог абсолютно суверенен, и вся инициатива исходит исключительно от Него, в том числе и в отношении завета. Говоря о заключении завета с Богом, мы должны понимать, что это Он предлагает нам вступить в завет с Ним. И мы должны отреагировать на эту инициативу Бога. Человек несет ответственность за завет жизни. Вот в чем заключается суть нашей веры. Это публичное подтверждение того, что мы вступили в завет с Богом и стали народом завета.

Эта двухуровневая структура — суверенитет Бога и ответ человека — должна быть отражена в нашем богослужении. Рейберн в своей книге «Придите, и поклонимся Ему» («Come Let Us Worship») называет это божественно-человеческим диалогом. Это означает, что в том, как мы поклоняемся, есть своя логика.

Голландский теолог Ван Дорин[4] показывает, что существует два аспекта богослужения. Во-первых, есть элементы богослужения, которые исходят от Бога. Это — благословение, приветствие, публичное чтение и слушание Слова. Во-вторых, есть элементы, которые исходят от человека и направлены к Богу: обет, исповедание веры, молитва, приношения, прославление Господа в пении.

Ван Дорин усматривает тесную взаимосвязь между этими двумя аспектами. Эта взаимосвязь постоянна. Бог обращается к человеку, и человек отвечает Ему; затем Бог снова обращается человеку, и человек снова отвечает Ему. В проповеди и в таинствах мы ясно видим оба эти аспекты. Во время проповеди мы слышим глас Бога и с верой принимаем его. Бог дал нам таинства, и, со своей стороны, мы должны с верой принимать в них участие. Таким образом, динамичное взаимодействие между Богом и человеком очевидно.

Богослужение необходимо рассматривать как цикличное осуществления завета на практике, когда на инициативу Бога мы даем ответ в рамках нашего с Ним завета.

3.2. Структурные циклы Евангелия[5]

Взяв за основание идею о суверенитете Бога и диалоге (Божья инициатива и ответ человека на нее), Терри Джонсон предложил концепцию о циклах Евангелия. Он считает, что форма богослужения должна соответствовать структурным элементам, обнаруженным в самом Евангелии. Для структуризации нашего богослужения мы должны ориентироваться на порядок, предложенный в Евангелии[6].

Циклы богослужения.

  • Богослужение начинается с призыва к поклонению, гимнов хвалы Богу и гимна «Слава Отцу» (Gloria Patria).
  • Наш ответ: исповедание грехов, чтение Закона Божия и уверенность в прощении[7].
  • Мы ожидаем средства благодати: проповедь, таинства, ходатайство, Писания и жертва.
  • Мы отвечаем благодарением, завершающим гимном и благословением.

Данная структура основана на логике теологии и Писаний.

3.3. Историческая мудрость

Третьим важным фактором, влияющим на богослужение, является признание той истины, что мы осуществляем наши теологический принципы не в вакууме. Бог ведет Свою Церковь уже много столетий, и мы опираемся на фундамент истории. Многие столетия Церковь возрастает в понимании теологии и поклонения.

Реформаторы ничего нового не изобрели. Кальвин, стремясь реформировать богослужение римско-католической церкви, вернулся к истокам — к поклонению в ранней церкви. Между богослужением ранней церкви и реформатским богослужением прослеживается четкая связь[8].

Давайте сделаем краткий экскурс в историю литургии церкви[9].

4. Реформатское богослужение и ранняя церковь

В этом разделе мы рассмотрим историю богослужения от первых веков до Реформации и далее.

4.1. Иустин Мученик (умер приблизительно в 165 г.)

Кальвин развил свою модель литургии на основании Писаний и трудов отцов церкви, поэтому мы и начнем свое исследование литургии с модели Иустина и других отцов церкви[10].

[1] «И в день, называемый воскресным, все те, которые живут в городах или в предместьях, собираются в одном месте, и [2] тогда читают мемуары апостолов или писания пророков, насколько это позволяет время; затем, когда чтец умолкает, председательствующий устно наставляет и призывает подражать добру. [3] Затем мы все вместе встаем и молимся, и, как об этом мы уже говорили, когда молитвы оканчиваются, [4] разносят хлеб, вино и воду, а председательствующий возносит молитвы благодарения согласно своим способностям, после чего народ садится и говорит «Аминь»; затем в этом участвуют все присутствующие, а тем, которые отсутствовали, диаконы разносят по домам. [5] Потом все те, которые имеют достаточно средств и желание, жертвуют столько, сколько каждый считает нужным; все собранное складывается у ног председательствующего, который призирает сирот, вдов и всех тех, которые больны и нуждаются в чем-либо, которые находятся в узах за веру или странствуют, находясь в этот день среди нас, — словом, всех тех, которые терпят лишения. [6] Воскресенье есть тот день, в который мы делаем общее собрание, потому что это первый день после того, как Бог, рассеяв тьму, начал творить сей мир, а Иисус Христос, наш Спаситель, в этот же день воскрес из мертвых, ибо Он был распят за день до дня Сатурна (то есть субботы); а в день после дня Сатурна, то есть в день Солнца, явился Своим апостолам и ученикам, уча их всему тому, что мы и передали вам для вашего рассмотрения»[11].

Ингл (103) отмечает, что со временем литургия ранней церкви стала изменяться, превращаясь из неформального служения в более формализованное богослужение, на котором начали использовать лекционарии — рукописные сборники библейских текстов, предназначенных для чтения в церкви. Со временем лекционарии привели к созданию церковных календарей. Церковь также начала использовать некоторые фрагменты ветхозаветного богослужения, смещая акцент с простой трапезы Господней на ветхозаветные жертвоприношения. Стол причастия был переименован в алтарь.

Первый письменный чин литургии, дошедший до нас, называется литургией Климента Антиохийского (380 г.) В ней говорится следующее:

Литургия Слова

  • Чтение Писаний
  • Проповедь
  • Молитвы
  • Поцелуй мира

Литургия Горницы

  • Приношение хлеба и вина
  • Евхаристическая молитва
  • Причастие

Итак, мы видим, что богослужение было разделено на две важные части: литургию Слова и литургию Горницы. Также было отдельное богослужение для совершения крещения. Даже если церковь не совершала причастия, она все равно проводила литургию Горницы. В ранней церкви мы видим простое богослужение с четким порядком и элементами.

4.2. Церковь в Средние века

Церковь в Средние века все больше отходит от простоты богослужения, все больше усложняет его. Добавляются молитвы за умерших христиан и другие ритуалы. Первоначально Римская церковь использовала латинский язык, то есть современный язык Римской империи. Все более и более формализуясь, церковные власти пытались навязывать этот язык всем церквам, даже тем, в которых не говорили на латыни. Со временем латынь стала единственным официальным языком церкви, причем даже в тех местах, где ее совершенно не понимали. Заботясь о поклонении, церковь не заботилась о понимании. (Эта практика официально была прекращена только на Втором Ватиканском соборе,  1962–1965).

Другой тенденцией, связанной с первой, было использование визуальных средств, вместо простого словесного учения. Церковь начала использовать в поклонении статуи, иконы и картины.

Со временем месса заняла главенствующее положение в богослужении. Появилось представление о том, что элементы преобразуются в реальное тело и кровь Христа. Месса стала главным условием для спасения человека. Священство, которое совершало мессу, получило неограниченную власть, а миряне были лишены доступа к чаше с вином во время причастия. Народ Божий стал пассивным участником богослужения.

4.3. Лютер — Реформация

За короткий период времени Лютер возвратил церковь от католической литургии к понятному богослужению ранней церкви, к простой модели Иустина Мученика. Позже реформаторы настолько тесно связали спасение с богослужением, что реформация мессы стала для них главным приоритетом.

Главной целью Лютера было отделиться от католической теологии богослужения. Лютер подчеркивал, что вся община должна сознательно принимать участие в богослужении. Он отказался от чтения Ветхого Завета с целью сосредоточиться только на Новом Завете. Он упразднил сбор пожертвований во время богослужения, боясь, что они могут рассматриваться в качестве индульгенции. Он заканчивал богослужение общим пением, чтобы подчеркнуть всеобщее священство верующих (Chapell, 35–41).

4.4. Кальвин и реформатские церкви

Взгляд Кальвина на богослужение основывался на Писаниях и представлениях отцов ранней церкви. Кальвин верил в единство Вселенской Церкви и искал в трудах отцов церкви подтверждение своей интерпретации Писаний. Древние обладали особой духовной проницательностью, и он стремился вернуться к истокам, к богослужению ранней церкви.

Кальвин сохранил двухсоставную литургию ранней церкви: литургию Слова и литургию Горницы. Только эти два элемента могут принести благодать Божьему народу.

Кальвин был выслан из Женевы и прожил в Страсбурге три года. В этом городе на него произвела сильное впечатление литургия Мартина Буцера (основанная на элементах литургии Лютера). Именно эту модель литургии предпочитал Кальвин, но он не мог добиться ее внедрения в Женеве[12]. Страсбургская литургия состояла из ключевых элементов, молитвы, исповедания, пения гимнов и отличалась простой и ясной логикой. Она была отражением богослужения ранней церкви, включая в себя: (1) призыв к поклонению, (2) исповедание грехов и провозглашение прощения, пение Десятисловия, молитвы о просвещении, (3) чтение Писаний и проповедь.

Текст исповедания грехов и комментарии к нему можно найти по данной ссылке: www.echohills.wso.net/Worship/Word.htm

  1. Призыв к поклонению — Писания (Бог)
  2. Исповедание греха (человек)
  3. A. Слова прощения (Бог)

Б. Пение Десятисловия; после каждой заповеди поется на     греческом языке «Kyrie Eleison» — «Господи, помилуй!» (человек)

  1. Молитва о просвещении
  2. A. Чтение Писаний (Бог)

Б. Проповедь (Бог)

В. Литургия Горницы

  1. Кальвин стремился к еженедельному проведению причастия, но эти его планы были отвергнуты в Женеве. Но даже когда не было причастия, он использовал чин Иустина Мученика, проводя литургию Горницы.
  2. Сбор пожертвований, ходатайства, «Песнь Симеона» (Nunic Demitus) и Аароново благословение.

Здесь ясно просматривается движение от Бога к человеку и использование «евангельской логики». Когда Кальвин вернулся в Женеву, он использовал подобный чин литургии.

4.4.1 Кальвин и использование в богослужении письменных молитв

Кальвин использовал следующие виды письменных молитв: прощение кающегося грешника (часто общая молитва), ходатайственная молитва, свободная молитва и коллект (краткая молитва). Кальвин часто оглашал, о чем молиться, в конце проповеди и тут же переходил к завершающей молитве.

4.4.2 Использование Псалтири

Кальвин составил Женевскую Псалтирь для использования на богослужении (она используется до сих пор). Он допускал пение текстов из Писаний. Он нигде не говорил о том, что нужно петь только Псалмы. В то время было не много гимнов, и его позиция в этом отношении не ясна. Вопрос использования гимнов возник позже в связи с гимнами Уотса и Уэсли.

Касаясь использования гимнов, Кальвин подчеркивал, что пресвитеры должны постепенно приучать общину к гимнам и не менять их слишком часто. Он категорически отвергал применение музыкальных инструментов на богослужении, следуя практике ранней церкви. Эта традиция сохранилась до наших дней в православной и Шотландской пресвитерианской церквах. Сторонники этой традиции утверждают, что музыкальные инструменты использовались только в Иерусалимской храме, и, поскольку храмовое служение завершено во Христе, использование музыкальных инструментов также упразднено.

Кальвин считал, что хорошие слова должны быть положены на хорошую мелодию. Должно быть соответствие между тем, что мы поем и как поем. Кальвин также подчеркивал значение сердечного поклонения. Недостаточно поклоняться устами, если сердце не участвует в поклонении. В Псалме 49 говорится о том, что Израиль совершенным образом выполнял все внешние предписания, но сердце его далеко отстояло от Бога.

4.4.3 Реформаторы и церковный календарь

Мы уже увидели, как в церковную жизнь вошел церковный календарь. Он был утвержден во времена Реформации как в католической, так и в англиканской церквах. Реформаторы же отказались от таких календарей в пользу простого соблюдения дня Господня.

4.5. Джон Нокс и шотландская Реформация

Нокс, находясь под влиянием Кальвина, после возвращения в Шотландию приступил к реформации церкви у себя на родине. Он запретил католическую мессу и избавил церковь от идолопоклонства, религиозных изображений, церковных праздников и других суеверий. Благодаря его усилиям в Шотландии произошла настоящая реформация. Шотландская Псалтирь и реформатская литургия стали использоваться во всей Шотландии.

4.6. Влияние английских пуритан[13]

Пуритане использовали Мидлбургскую литургию. В этой литургии использовались только написанные молитвы. Это была типично формальная литургия с заранее определенными текстами молитв.

5. «Руководство по публичному богослужению».

Вестминстерское исповедание веры выработало два великих принципа богослужения. Во-первых, оно ясно сформулировало регулятивный принцип богослужения. Во-вторых, в своем рекомендованном «Руководстве по публичному богослужению» вестминстерские теологи предложили структуру богослужения и общие темы молитв, не приводя их дословных текстов, как это сделано в молитвеннике. Этот второй принцип был компромиссом между позицией шотландских пресвитериан и позицией английских индепендентов. Пресвитериане настаивали на единообразии общей молитвы и более формальной литургии. Индепенденты же стремились к свободной молитве. В результате достигнутого компромисса была принята общая структура без указания точных текстов.

5.1. Вестминстерский порядок богослужения

Вестминстерское «Руководство по публичному богослужению» сочетает простоту и высокую духовность. Вот предложенный в нем порядок богослужения:

  • Призыв к поклонению
  • Молитва о благодати и просвещении
  • Чтение Писаний:
  • ВЗ глава
  • НЗ глава
  • Метрический псалом
  • Молитва исповедания грехов и ходатайство о кающихся грешниках
  • Проповедь Слова Божия
  • Молитва благодарения и прошения
  • Молитва Господня
  • Метрический псалом
  • Благословение [14]

6. Индепенденты — движение к свободной литургии.

В церкви возникло сильное движение, которое считало, что реформатское богослужение нарушает свободу совести и личное благочестие верующих. Ходж пишет: «[Литургии] склонны к формализму и не могут адекватно отражать теплоту сердца, пребывающего под влиянием духа личного благочестия» («Presbyterian Liturgies», The Church and its Polity, 162).

7. Американские пробуждения (1740–1830-е годы )

Великие пробуждения Америке привнесли новые волны субъективизма в церковь. Теперь фокус внимания переместился с символов веры, исповедания и исторических моделей богослужения на более человекоцентричные формы проявления веры. Тестом на истинность церкви во времена пробуждений были не ее библейские признаки, а, скорее, проявления ее духовности. Классические символы веры и канонизированные молитвенники были решительно отвергнуты как пережитки мертвой схоластики. Появился большой интерес к гимнам, написанным современниками. Во время богослужения все больше внимания уделялось евангелизации и все меньше — самой церкви.

Финней ввел призыв с кафедры. Вначале он использовался только во время евангелизационных богослужений и богослужений пробуждения, но затем, в 1830-е годы, был добавлен к чину стандартной литургии и с тех пор существует доныне. Акцент на призыве с кафедры покаяться или обновить свое посвящение Господу стал оттеснять даже причастие. В эпоху ревайвализма (движение за религиозное возрождение) богослужение больше сосредоточилось на достижении сердец неверующих, чем нам церковном поклонении Богу.

8. Пятидесятническое движение — дары и языки на богослужении.

Пятидесятническое движение делает акцент на спонтанном неструктурированном богослужении, управляемом Духом. В пятидесятнических кругах постоянно подчеркивается нужда в Духе и, как следствие, постоянно звучат призывы к Духу, чтобы Он присутствовал в собрании. В рамках реформатского богослужения всегда признавалась необходимость просить Святой Дух присутствовать среди верующих, но также признавался и тот факт, что все верующие уже имеют Духа, и поэтому они, и только они, могут действительно поклоняться Богу. Пятидесятники также делают акцент на действии Духа в настоящем, на Его непосредственных деяниях, упуская при этом то, как Он действовал в Церкви на протяжении всей ее истории. Такая сосредоточенность на прямом и непосредственном действии Бога через Святой Дух умаляет важность учения и проповеди Слова. Почти полностью игнорируется тот факт, что Святой Дух вдохновил написание Библии и что Бог сейчас говорит нам через Писания.

Выводы

Все церкви литургические. Разница состоит лишь в структуре богослужений: некоторые из них более формальные, в то время как некоторые считаются более свободными. Форма нашей литургии должна соответствовать нашей теологии. Мы возвещаем Евангелие посредством чина литургии. Лютер, Кальвин и Нокс предпочитали литургию, в которой отражалась простота и убеждения отцов ранней церкви.

Вопросы к уроку 6

  1. Где в Писаниях встречается термин «литургия»?
  2. Все церкви имеют свою литургию. Обсудите этот тезис.
  3. Что мы подразумеваем под «структурной организацией» богослужения?
  4. Почему Терри Джонсон считает, что для нас важна история развития литургии?
  5. Каковы основные элементы богослужения?
  6. Объясните концепцию о циклах Евангелия.
  7. Какова взаимосвязь между ранней церковью и реформатским богослужением? Приведите позицию Кальвина по этому вопросу.
  8. На какие две основные части была разделена литургия Иустина Мученика?
  9. Какова реформатская позиция относительно церковного календаря?
  10. Каков общий порядок богослужения согласно Вестминстерскому «Руководству по публичному богослужению»

[1]. Пайп ссылается на Чарльза Берда и также утверждает, что существует четыре вида литургии. Аудиолекции.

38 Рейбернс утверждает: «Совершенно очевидно, исходя из Нового Завета и послеапостольских документов, дошедших до наших дней, что ранняя церковь не имела одного единого вида литургии и ритуала для всех поместных общин» (88).

39 Гринвилльская теологическая конференция.

40 Пайп, О литургии, аудиопроповедь.

[5] Терри Джонсон, аудиопроповеди.

42 Данный аргумент логически выведен из Писаний. В Писаниях нет явной модели церковного богослужения. Любые доводы из новозаветных посланий не имеют силы, так как это просто письма. Больше всего материала для размышлений на эту тему дает молитва Господня (Матфея 6) и другие молитвы из Писаний, но это тоже только молитвы, а не формальный порядок богослужения.

43 Уверенность в прощении провозглашается ведущим богослужение, так что это не наш личный ответ.

44 Хьюдж Олuфант Олдс, Патристические корни реформатского богослужения (Hughes Oliphant Olds, The Patristic Roots of Reformed Worship).

45 См. краткий обзор принципов богослужения от римско-католической церкви до настоящего времени в книге Чэпелла «Христоцентричное богослужение» и книге Барда Томпосона «Литургии западной церкви» (Chapell, ChristCentered Worship, 27-99; Bard Thompson, Liturgies of the Western Church).

46 Я добавил нумерацию с целью обратить внимание на элементы богослужения.

47 Бард Томпсон 3-7

48 Особенно Кальвин стремился устроить еженедельное причастие и оглашение о прощении кающихся грешников, но это ему так и не удалось, так как оба эти элемента напоминали католические ритуалы (Chapell, 46–47).

49 Более подробно о периоде Мидлбургской литургии см.: Bard Thomson, 311– 341.

50 Алан Клиффорд, «Что такое богослужение» (Alan Clifford, What is Worship, 7).

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

15 + nine =

Джуліан Майкл Загг

  Международная семинария в Майами 14401 Олд Катлер Роуд, Майами, США

Інші статті Джуліан Майкл Загг