Основополагающие принципы поклонения

Статті про літургію 12 травня 2016 0 54

Мы будем использовать простую истину — Церковь спасена, чтобы поклоняться Богу, — для развития основополагающих принципов богослужения.

3.1. Цель спасения: чтобы мы могли поклоняться Богу

panoramic-sm-695x465Так как цель спасения заключается в том, чтобы мы получили возможность поклоняться Богу, мы не должны отделять в своем мышлении поклонение от спасения. Теологические принципы спасения и поклонения одни и те же. Они взаимосвязаны. Мы проиллюстрируем это на примере сравнения католической церкви и братских церквей.

Во времена Реформации теологи католической церкви подчеркивали силу и авторитет земной церкви. Центральное положение и власть церкви учить доктринам, или magisterium, означали, что в богослужении в церкви принимали участие священники. Рядовые члены, миряне, были лишь пассивными наблюдателями. Власть священства и церкви сегодня проявляется в мессе. Во время мессы священник заново приносит в жертву Христа. Месса является центральным элементом богослужения. Таким образом, без священника не может быть принесена жертва и без жертвы не может быть спасения. Римско-католическая доктрина о мессе фокусирует внимание на священстве и мессе, предопределяя таким образом церковную теологию богослужения. Взаимосвязь между спасением и богослужением заставила Кальвина и других реформаторов обратить внимание на то и другое[1].

Многие евангельские церкви делают акцент на равенстве и единстве всех частей Тела Христова. Они не выделяют в особую категорию служителей (пресвитеров и диаконов), а, скорее, поощряют активно принимать участие в богослужении всю общину. Они позволяют делиться Словом Божьим, а женщины и дети играют бóльшую роль в их богослужении. Как правило, их богослужение проходит в горизонтальной плоскости, является информативным и имеет тенденцию к отсутствию жесткой структуры.

Наша теология доктринально наполняет и вдохновляет наше богослужение. Схематически мы можем представить это таким образом:

Доктринальная и теологическая позиция человека

Предопределяет

Доктрину о спасении человека

Предопределяет

Доктрину о поклонении человека

Чем больше наша теология будет соответствовать Писаниям, тем более библейскими будут наши принципы поклонения. Различные теологические доктрины о Боге, человеке, спасении и Церкви ведут к различным теологическим доктринам о поклонении и его практике. Арминианская, человекоцентричная, теология ставит человека в центр богослужения, в то время как реформатская теология ставит в центр богослужения Бога.

3.2. Спасенные для того, чтобы ПОКЛОНЯТЬСЯ Богу

People_Singing4Бог спасает Церковь для того, чтобы она поклонялась Ему. Конечно же, сам человек получает много благословений от спасения, но Писания ясно учат, что все эти благословения должны вести нас к поклонению Богу. Целью спасения народа Божия является поклонение Богу.

Этот базисный принцип и очертит наше отношение к богослужению. Богослужение должно быть сфокусировано, во-первых, на Боге, а потом уже на человеке. Оно также должно иметь своей главной целью не спасение неверующих людей, а, скорее, вхождение в дом Божий определенным Им путем для того, чтобы возблагодарить Бога за Его спасение. И речь здесь не идет о том, что мы не хотим, чтобы неверующие люди спасались: мы хотим этого! Но прежде всего мы должны помнить, что Церковь призвана к поклонению Богу и передаче благословений тем людям, которые уже спасены. Это и есть библейский подход к богослужению. Богослужение — это собрание искупленных людей с целью поклониться своему Богу с хвалою и благодарением. В фокусе богослужения должен находиться не человек, не его нужды и желания, не его достижения и даже не его спасение.

3.3. Божьи принципы поклонения

Так как в центре поклонения находится Бог, мы должны строить наше богослужение таким образом, чтобы оно полностью соответствовало Божьей воле. Он есть объект богослужения, и Он определяет, как мы должны Ему поклоняться.

Многие люди начинают дискуссию о церковном богослужении, сосредотачиваясь на человеке. Что полезно мне? Что может привлечь других людей на наше богослужение? Какие человеческие методы мы можем использовать для улучшения нашего богослужения? Начиная таким образом с человека, мы переворачиваем саму теологию с ног на голову и отрицаем основополагающие теологические принципы.

Бог спасает людей для того, чтобы они поклонялись Ему, и это поклонение должно соответствовать Его воле. Падший человек не знает, как поклоняться Богу. Он не знает, как войти в присутствие Божие. По причине греха человек не может прийти к Богу подобающим образом. (См. урок 4.) По причине греха земные и небесные приоритеты бесконечно различаются. Этот мир человекоцентричен, а небеса — Богоцентричны. Эти две теологические позиции несовместимы, и поэтому богослужение, основанное в первую очередь на том, что хочет человек, а не Бог, в корне неверно.

Вернемся к Израилю, избавленному из Египта, чтобы поклоняться Богу должным образом. Сначала Израиль был выведен из сферы нечестивого влияния Египта и приведен к Божьей горе Синай, где ему было показано, как поклоняться Богу по Его воле. Порядок и акценты предельно ясны. То же самое подчеркивает Иисус в Иоанна 4. Он говорит, что люди должны поклоняться Богу в духе и истине. Истина имеется в виду Божия, а не человеческая.  «В духе» означает в и по силе Святого Духа, а не своими собственными усилиями. Заповедь поклоняться в духе и истине ясно показывает невозможность человекоцентричного богослужения. Поклоняться в духе означает поклоняться в силе Святого Духа, к чему неспасенный, плотской человек совершенно не способен (Рим 8:7; 1 Кор. 2:14). Чтобы поклоняться в истине, самарянка должна была оставить греховные самарянские принципы и перейти к той форме поклонения, которую открыл ей Бог. Иисус выразился ясно. То, как поклонялась Богу эта женщина, показывало, что она не понимала, что делала.

Церковь была вызвана из окружающего ее греховного мира, чтобы поклоняться Богу. Она ничего не должна брать из этого нечестивого мира для поклонения. Богослужение — это отделение Церкви от нечестивого мира, чтобы войти в присутствие Божие. Церковь не должна подражать миру в поклонении, но слушать Бога. Желание Церкви прислушиваться к желаниям неверующих людей говорит о ее стремлении приспособиться к миру.

Разве не должно наше богослужение ориентироваться на благовестие? Разве не это должно быть главным приоритетом в нашем поклонении? Многие христиане считают, что главной задачей церкви во время богослужения является проповедь Евангелия, а целью богослужения — спасение грешников. Но, как мы уже видели, такой подход к богослужению не соответствует Писаниям.

Принцип, согласно которому богослужение должно проходить по божественным, а не человеческим канонам, вовсе не отрицает нужду человека в спасении и наш долг заботиться о неверующих людях. Скорее, он только усиливает нужду грешника в спасении. Поверхностное человекоцентричное богослужение не отвечает на главную нужду грешника: оно не указывает на его идолопоклонство и рабство греха, на его нужду в покаянии и вере во Христа. Человекоцентричное богослужение стремится разрушить барьеры между человеком и Богом, стараясь сделать более легким путь в Царство Божие, хотя Иисус Сам сказал, что по причине греха этот путь труден (Mф. 19:24; Mк. 10:25; Лк. 18:25). Такой вид богослужения отрицает саму истину Евангелия о том, что человек грешен и нуждается в том, чтобы Бог его спас.

Мы согласны с тем, что нельзя создавать дополнительные барьеры на пути человека к Богу. Мы не должны делать так, чтобы человеку было труднее спастись. Мы должны быть всем для всех (1 Кор. 9:22), дабы спасти по крайней мере некоторых, но при этом мы не должны отрицать Слово Божие. Хотя Павел и применял различные методы евангелизации, он ясно утверждал, что находится под законом Христа (1 Кор. 9:21). Он прежде всего был обязан поклоняться Богу. Ставить людей впереди Бога означает хулить Бога и вводить их в заблуждение относительно того, Кто есть Бог.

3.4. Тринитарный принцип поклонения

Работа Бога во Христе является центром всей нашей теологии. В Иоанна 4 Иисус (Его Слово) отмечает, что речь идет о поклонении Отцу через Сына в Духе. Иисус есть Истина Божья. Богослужение должно проходить в силе Духа. В богослужении мы поклоняемся Отцу. Наше богослужение основано на тринитарных принципах.

5 Связь между теологией и поклонением особенно ясно прослеживается в работе Кальвина «О необходимости реформирования Церкви» (The Necessity of Reforming the Church).

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

1 × 5 =

Джуліан Майкл Загг

  Международная семинария в Майами 14401 Олд Катлер Роуд, Майами, США

Інші статті Джуліан Майкл Загг