Публичное поклонение

Статті про літургію 12 травня 2016 0 86

Этот урок посвящен публичному поклонению церкви. Начнем с утверждения о важности публичного поклонения, а затем рассмотрим его библейские принципы.

1. Важность публичного поклонения

reformed_church_congregation

Во многих кругах сама идея важности публичного поклонения подвергается нападкам. Эти нападки ведутся по двум главным фронтам. Во многих церквах главный акцент делается на личном, а не совместном поклонении. Согласно этой позиции, личный характер спасения предполагает поклонение, сфокусированное больше на «моих личных» отношениях с Богом. Таким образом отрицается необходимость участия других людей в поклонении и христианской жизни. Другие утверждают, что вся наша жизнь должна быть поклонением Богу, поэтому нет смысла в особых днях, праздниках и общих богослужениях. Нет таких особых принципов совместного поклонения, которые бы мы не могли применить ко всей нашей жизни. Мы рассмотрим обе эти точки зрения. В Новом Завете есть лишь несколько отрывков, которые предписывают проводить совместные богослужения. В Евреям 10:25 мы читаем: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай…» В 1 Коринфянам Павел также говорит о том, каким образом следует вести себя в поместной церкви.

Одной из причин нечастого упоминания этой темы является природа Церкви и свидетельство всего Нового Завета. Публичное поклонение было некой самоочевидной данностью в Новом Завете. В Послании к Евреям нет прямого повеления поклоняться совместно; скорее, верующим повелевалось не оставлять то, что они уже делали. То же самое касается и Послания Павла к Коринфянам. В Деяниях апостолов мы видим, как отдельные новообращенные христиане собираются вместе для совместного поклонения Богу и служения. Евангелие создает Церковь — новое сообщество, а не просто отдельных спасенных грешников (Деян. 2:42–45). Стратегия Павла в миссионерском служении заключалась в создании поместных церквей, и он адресует свои послания прежде всего им. В Послании к Коринфянам он пишет христианам, которые собираются вместе для участия в Вечере Господней. Он напоминает им, что они имеют дома на то, чтобы есть и пить, поэтому, когда они собираются вместе вкушать Вечерю Господню, это является уникальным событием (1Кор. 11:33). Итак, коллективный характер нашей религии явно вытекает из теологии апостола Павла. Наше спасение — во Христе; мы соединяемся с Ним верою, становясь сыновьями и дочерьми Бога. Во Христе мы крестились в одно тело. «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:12–13). Мы — многие члены тела, но тело одно, и мы должны поклоняться Богу в этом одном теле. «Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:4–5). «Но теперь членов много, а тело одно» (1 Кор. 12:20).

Наше поклонение может быть зрелым только тогда, когда мы собираемся вместе. Только в совместном служении, в собрании святых мы можем использовать свои дары для поклонения и назидания.

Личные дары учителя должны быть использованы для назидания всего тела. Проповедь и учение являются элементами поклонения, и они не могут применяться порознь. Фактически, это относится ко всем дарам. Каждый дар дается Богом для блага всего тела. Только в этом теле и через это тело наше освящение (а значит, и наше поклонение) достигает совершенства. Христианство — это коллективная вера, поэтому наше поклонение также должно быть коллективным. Публичное поклонение — это важнейшая часть нашей христианской жизни.

Писания проводят различие между индивидуальным и коллективным поклонением. Ранняя церковь собиралась в первый день недели. Это был день Господень, в который наш Господь воскрес из мертвых. Отделение первого дня недели для совместного поклонения означает, что церковь не считала все дни недели абсолютно одинаковыми в этом смысле. Мы видим такое же различие между личным и публичным поклонением в случае причастия. Причастие непременно должно быть коллективным событием, иначе оно теряет всякий смысл. Во время причастия церковь собирается вместе как одно тело, чтобы есть от хлеба и пить из чаши, вспоминая о смерти Христа (1 Кор. 10–11). Это принципиально отличается от личного поклонения у себя дома (1 Кор. 11:33–34).

В Послании к Коринфянам и в пасторских посланиях Павел проводит различие между поведением в церкви и дома. Коринфяне могли есть и пить у себя дома так, как им было угодно, но, собираясь в церкви, они должны были проявлять сдержанность. «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду» (1 Кор. 11:33–34). В 1 Коринфянам 14 Павел говорит, что женщины должны молчать в церкви, но дома они могут задавать вопросы мужу. В 1 Коринфянам 11 он уделяет особое внимание поведению женщин в церкви и в 1 Коринфянам 11:16 и подводит итог, напоминая об обычае, принятом в церквах.

Итак, как мы увидели, Писания проводят различие между публичным и индивидуальным поклонением.

2. Принципы публичного поклонения

Теперь мы рассмотрим принципы публичного поклонения.

Принципы публичного поклонения проистекают из ветхого творения. Как мы уже видели ранее, ветхое творение было прообразом, который исполнился в новом завете. Теперь поклонение проходит во Христе и в Духе совместно с ангелами на небесах (Евр. 21–23). В то же самое время, поскольку человек по-прежнему живет в ветхом творении, оба творения ныне сосуществуют. В связи с этим Павел подчеркивает, что структура ветхого творения с разграничением между мужским и женским полом, а также репрезентативная природа ветхозаветного поклонения продолжают существовать.

2.1. Поклонение в духовной сфере

В Ветхом Завете поклонение было тесно связано с ангелами. Это подводит нас к его духовной природе. Во время поклонения мы входим в духовную сферу. Первый пример этого мы находим в Бытии 28:10–17, где повествуется о том, как Иаков увидел в видении лестницу, ведущую на небо. Исполнение этого видения мы видим в Евангелии от Иоанна, где говорится о том, что ангелы восходили и нисходили к Христу (Ин. 1:50–51).

Ангелы соучаствовали в поклонении у горы Синай (Втор. 33:2; Евр. 2:1). В храме Бог являлся вместе с ангелами (Пс. 67:18) (Engle 56). Ангелы были изображены в храме; херувимы покрывали ковчег завета (Исх. 25:18–22; 1 Пар. 13:6; 28:18) и были изображены на стенах храма (2 Пар. 3:10–14).

И сейчас, после прихода Христа и сошествия Святого Духа, взаимодействие между физическим и духовным миром только усилилось. В Послании к Евреям автор заявляет, что во время поклонения в церкви мы входим в присутствие Бога и ангелов. В этом описании земная поместная церковь становится не просто собранием христиан, а чем-то гораздо большим. Когда мы поклоняемся Богу, мы приступаем к «горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех — Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю нового завета — Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:22–24). Этот отрывок является контекстом для следующего утверждения Павла: «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:10).

Когда церковь поклоняется как церковь, она во Христе входит в небесную сферу и присоединяется к служению ангелов и святых на небесах. Наше земное поклонение указывает на будущее великое и славное совместное поклонение на новом небе и новой земле (Откр. 21, 22).

2.2. Репрезентативное поклонение

Церковь поклоняется посредством тех лиц, которых Бог избрал для того, чтобы они от Его имени говорили о Нем. Иисус Христос есть пример такого репрезентативного поклонения. Павел развивает эту идею в 1 Tимофея 2:5: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство…» Иисус есть единый посредник между Богом и человеком, и мы приближаемся к Богу только в Нем и чрез Него. На время Своего отсутствия Бог назначил определенных людей, которые должны нести служение в церкви как Его представители.

Так, Павел является апостольским посланником Иисуса. «Таково было в свое время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу…» (1 Tим. 2:7). Когда Павел говорит, он говорит как Божий представитель. Он говорит вместо Бога. В Церкви Бог поставил определенных людей, чтобы представлять Его во время публичного богослужения. Эти люди были одарены и призваны Богом (Eф. 4:11–16). Бог обращается к собранию христиан через этих людей как через Своих слуг; они говорят от Его имени.

Эти люди являются Его представителями в двух смыслах. Они представляют Бога как Его служители, направляя поклонение Богу. Будучи рукоположенными служителями, они читают Писания, молятся и проповедуют Слово Божие с Его властью для всего собрания. С другой стороны, вся поместная церковь представлена пред Богом в лице этих служителей, посредством их молитв и ходатайства за них. Эта истина показывает важность и серьезность духовных даров, которые дает Бог церкви для публичного богослужения. Люди, которые ведут служение в церкви, делают это от имени Бога. Те же, кто их слушает, слушают на самом деле Самого Бога, обращающегося через Своих слуг ко всему собранию.

«Поклонение — это взаимное общение между Богом и человеком» (Stuart Robinson, 40). Служитель на собрании говорит от имени Бога, читая Библию, изъясняя и проповедуя Слово, благословляя и объявляя о дисциплинарном взыскании. Во время молитвы он обращается к Богу от имени людей. Они присоединяются к его молитве, говоря «аминь». Такова подлинная природа и назначение богослужения. Чтение Писаний и проповедь Слова Божия — это глас Христа к народу. «Это использование того слова, которое Христос, Пророк Божий, произнес на земле, и его воздействие через обычные языковые средства на душу человека при содействии Святого Духа, что делает реальным и сегодня голос Христа для людей, как это было тогда, когда эти слова были впервые произнесены людям» (Stuart Robinson, 40).

Мы должны верно понимать суть репрезентативного поклонения и его связь со священством всех верующих. У нас больше нет священников, обладающих особыми привилегиями. Во Христе все верующие являются царями и священниками, и все мы одинаково поклоняемся Богу. В то же самое время внутри одного тела каждый священник имеет свою особую функцию и особый дар, который должен использоваться для блага всех. Старейшины призваны вести за собой остальных верующих и представлять их пред Богом. В качестве представителей они не исключают всего собрания, но ведут его за собой, и в них все собрание присоединяется к поклонению Богу. Всеобщее священство верующих реализовывается в них и через них. Во время проповеди Слова Божия и служители, и собрание наставляются одним и тем же Словом. Во время общего пения поют все верующие: старейшины и остальные члены церкви. Итак, репрезентативное поклонение не противоречит принципу священства всех верующих.

2.2.1. Ведущая роль мужчин

Ведение богослужения является актом власти, и, таким образом, это должны делать те, кто осуществляет управление поместной церковью. Исходя из этого, вести богослужения могут только мужчины — рукоположенные служители. В 1 Tимофею 2:8 и далее Павел подчеркивает ведущую роль мужчин в богослужении, которая реализуется посредством проповеди и пастырства/лидерства.

«Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».

Эти стихи учат нас тому, что мужи должны молиться (ст. 8), воздевая чистые руки. Это — апостольские заповеди (ст. 9). Мужи должны управлять церковью. В противоположность этому, женам не позволительно учить, руководить или осуществлять какую-либо власть на публичном богослужении. Они с покорностью должны учиться у мужей. Итак, руководить должны мужи, а жены должны повиноваться. Это не умаляет их способности, интеллект или духовность. В церквах очень много способных, умных и одаренных жен, но каждая из них призвана исполнять свою роль в теле. Павел как посланник Христа призывает женщин быть молчаливыми во время публичного богослужения. Мужчины же должны вести в молитве, воздевая чистые, освященные руки, ибо к этому их призвал Господь.

Хотя молиться должны все, вести богослужение должны только тe, кто призван руководить церковью, особенно пресвитеры (1Тим. 2:8–14; 5:17)[1]. Принцип репрезентативности означает, что поклонение во Христе осуществляется в общине посредством служителей. Через них церковь входит в присутствие Христово, в присутствие Божие. Как единое тело, они объединяются в молитве через своих представителей. Они показывают это словом «аминь», которое совместно произносят в конце молитвы.

Учение — это авторитетное служение во имя Христа. Тимофей был назначен Павлом учить в церкви. Павел говорит ему: «Проповедуй сие и учи» (1 Тим. 4:11), и Тимофей должен был возгревать в себе полученный дар (1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6).

Ведущая роль служителей в учении и управлении церковью показана и в 1 Фессалоникийцам 5:12–13: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою». «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). В Ефесянам 4 Павел говорит о тех, которые получили дар и призвание учить в церкви. В любом случае, призыв руководить и учить относится только к мужчинам (1 Тим. 2).

Чтобы учить во время публичного богослужения, мужчина должен обладать духовными дарами и быть призванным в качестве пастора-учителя. Вестминстерское исповедание веры проводит четкую грань, указывая, что проповедовать Евангелие могут служители, которые были одобрены церковным советом. Пайп на основании 1 Тимофею 3 утверждает, что мы должны расширять этот круг лиц до тех рукоположенных служителей, которые несут пасторское служение и работают с людьми[2]. Они также могут проводить публичные богослужения и учить народ Божий.

Публичное чтение Писаний — это авторитетное служение. Это публичное провозглашение людям Божьей воли. Это один из аспектов учения, поэтому это может делать только законный представитель Бога. Вот почему чтение Слова может быть функцией только служителей, говорящий от имени Бога.

Руководить церковью могут лишь те, кто имеет благочестивый характер и способен наставлять в здравом учении как в церкви, так и вне. Павел подчеркивает это в 1 Тимофею 3 и Титу 1, где он перечисляет требования епископам и диаконам. Эти люди должны иметь доброе свидетельство как в церкви, так и от внешних. Они должны быть способны учить и уметь управлять своим собственным домом.

Очень важно, чтобы эти люди имели теологическую проницательность, так как их действия будут определять ход богослужения в церкви и влиять на духовное состояние ее членов. Духовный уровень самого служителя/представителя влияет на природу и глубину поклонения всей общины. Их благочестие и власть символизируют власть Христа.

2.3. Роль женщин в публичном богослужении

Павел в 1 Тимофею 2 подчеркивает, что женщины призваны с покорностью принимать наставления. Также в 1 Коринфянам 14:34–35 он говорит: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви». В 1 Тимофею 2 Павел отмечает порядок творения и объясняет, почему женщины должны пребывать в покорности[3].

Павел также подчеркивает тот факт, что вне церковного богослужения женщины должны быть активными в наставлении других женщин быть хорошими женами и матерями. В Послании к Титу 2:3–5 Павел говорит: «…чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие».

В этом стихе речь не идет о наставлении всей общины во время публичного богослужения. Официальное богослужение включает всю поместную церковь: и мужчин, и женщин. Этот стих указывает на то, что женщины должны учить других женщин в вопросах семейной жизни, а не утверждает, что женщины должны наставлять женщин. Данный стих нельзя считать мандатом для женщин, чтобы они преподавали другим женщинам все аспекты теологии.

Некоторые утверждают, что ветхозаветные пророчицы и жены священников обладали властью в Израиле. Другие указывают на те благословения, которые получил Аполлос через Прискиллу. Однако в Ветхом Завете мы не видим никаких доказательств того, что женщины участвовали в формальном храмовом богослужении. Хотя сегодня все верующие, мужчины и женщины, являются царственным священством Бога, это не означает, что все они в равной мере являются Его представителями на публичном богослужении. Женщины не могут играть эту роль.

Случай же с Прискиллой и Аполлосом показывает, что благочестивые женщины могут быть великим духовным благословением для мужчин и всей церкви. В этом конкретном случае Прискилла действовала как частное лицо с согласия своего мужа, причем не публично и не в рамках публичного богослужения. Поступая таким образом, она проявила уважение к установленному порядку в церкви и стала благословением для Аполлоса и всей церкви. Она — прекрасный пример того, как жены почитаются в Новом Завете, не претендуя на лидерское служение мужчин.

2.4. Общее пение

Церкви дано повеление поклоняться Богу в пении (Кол. 3:16; Eф. 5:19). Общие указания относительно пения включают в себя необходимость молиться во время церковного богослужения. Так как все в собрании поют одни и те же гимны, очень важно тщательно их подбирать. Выбор гимнов возложен на служителей церкви. Пение, как и молитва или проповедь/учение, должно отражать главные принципы поклонения. Песнопение тесно связано с молитвой и является теологическим выражением поклонения. В некоторых общинах руководство пением отдано в руки группы прославления, но, поскольку оно является частью формального богослужения, рукоположенные служители должны контролировать это служение.

Пение должно быть общим. Поместная церковь имеет право и привилегию воспевать Богу хвалу. По этой причине многие служители реформатских церквей не одобряют создание хоров или специальных групп прославления, так как это может лишить общину права петь Богу едиными устами, как одно тело. Иногда хор и группы прославления могут вести церковь к поклонению, но реформаторы подчеркивают, что Бог Отец желает слышать, как все Его дети поют Ему. Как царственное священство, вся община должна прославлять Бога пением. Подобным образом и музыка должна играть лишь вспомогательную роль в песнопении и поклонении Богу. Она никогда не должна становиться центром поклонения.

2.4. Активность и участие в богослужении

Одна из современных проблем заключается в том, что мы склонны рассматривать свое участие в богослужении как пассивное или активное. Другими словами, человек может либо совершать какие-то действия, например молиться, либо ничего не делать, а просто слушать, как молятся другие. Писания не проводят такого разграничения. Они делают акцент на том, что один человек должен вести в молитве, в то время как все остальные активно в ней участвуют, безмолвно присоединяясь к словам своего представителя. В этом выражается единство между ведущим служителем и всей церковью. Все присоединяются к его молитве.

2.4.1. Общее «аминь»

Община должна произносить общее «аминь» после молитв, гимнов и песнопений. Она присоединяется к молитве посредством слова «аминь», которое означает «да будет так» и является публичным выражением согласия с молящимся. «Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: “аминь” при твоем благодарении? Ибо он не понимает, чтó ты говоришь» (1 Кор. 14:16). Перкинс говорит о том, что вслух молиться должен один человек, а остальные молча слушать и затем подтвердить свое согласие словом «аминь»[4]. «Аминь» следует применять и после песнопения. После завершения пения гимна все собрание должно провозгласить свое согласие, сказав вслух «аминь». В Откровении 5:9 и далее церковь на небесах говорит «аминь».

«И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь».

2.4.2. Воздевание рук в собрании

«Наше воздевание рук символизирует то, что наши души возносятся на небеса» (Кальвин). Мы должны душой устремляться к небу во время публичной и личной молитвы, что касается как представителя, так и всей общины. Следует заметить, что, когда одни люди воздевают руки, а другие — нет, это может некоторых приводить в смятение. Поэтому лучше, когда в собрании все вместе воздевают руки.

2.4.3. Положение тела во время поклонения

Мы есть и плоть, и душа. Состояние нашего внутреннего духовного человека определяет действия нашего внешнего человека. Мы не поклоняемся Богу душами, отделенными от тела. Христос искупил всего человека, и весь человек пребывает в единстве со Христом. Это означает, что положение нашего тела и позы важны в поклонении. Мы видим в Писании многочисленные примеры, каким должно быть положение тела во время поклонения Богу.

Чтение Писаний. В Писании указывается только одно положение тела во время чтения Слова Божьего — стоя. Это была общепринятая практика в синагогах (Неем. 8:5).

Молитва. В Писании указываются три основных положения тела при молитве: стоя, на коленях и лежа лицом вниз. Иисус упоминает о молитве стоя в истории о фарисее и мытаре. Люди молятся стоя в 2 Паралипоменон 20. Коленопреклоненная молитва упоминается как в Ветхом, так и в Новом Заветах (Лк. 22:41; Деян. 20:36; Eф. 3:14). Такая молитва практиковалась Кальвином и реформатской церковью во Франции в 1559 году, а также английскими пуританами. Кроме этих трех основных молитвенных поз, упоминается также молитва с открытыми глазами, устремленными к небу. Так, Иисус возвел очи Свои на небо в Иоанна 17. Во многих случаях мы во время молитвы закрываем глаза, чтобы не отвлекаться.

Учение. Иисус сел и начал учить.

Танцы. Во 2 Царств 6:14, 16 мы читаем о том, что Давид «плясал» пред Господом. Некоторые, используя этот отрывок, утверждают, что мы должны плясать пред Господом. В ответ на это мы можем возразить, что это было единичное событие. Нет повеления использовать танцы в храмовом поклонении, и поэтому нет оснований настаивать на этом действии как постоянном элементе поклонения даже в Ветхом Завете. Нет никаких указаний на то, что танцы должны быть частью храмовой литургии, и подобные случаи больше не упоминаются в Новом Завете как принцип или пример поклонения. Мы можем лишь сказать, что танцы пред Господом были принятым среди иудеев способом выражения радости в связи с какими-то событиями в личной жизни.

Исходя из этого, мы можем сказать, что смысла в танцевальных движениях гораздо больше в Африке, чем на Западе. Они приемлемы в том случае, если отражают состояние поклонения всего человека — его души и тела.

Хотя реальная практика может сильно отличаться в разных местах, мы должны понимать важность положения тела во время богослужения и то, что оно должно отражать наше благоговение пред Богом.

2.4.4. Порядок богослужения

Павел пишет: «…всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40), указывая на необходимость порядка в наших богослужениях. Бессистемный, спонтанный стиль проведения богослужений неприемлем. Бог желает, чтобы мы использовали разум и планировали свои действия, несмотря на то что Он все устрояет для нашего блага.

Некоторые харизматические/пятидесятнические церкви заявляют, что они поклоняются в Духе и поэтому их богослужения должны быть свободными и неформальными. Конечно же, мы не можем планировать или ограничивать действия Святого Духа. Павел затрагивает эту тему в 1 Коринфянам 14:30. В Коринфе Святой Дух вдохновлял пророков, и они пророчествовали одновременно. Павел убеждает их говорить по очереди, а не всем сразу, чтоб соблюдался надлежащий порядок. Он говорит, что дух пророческий повинуется пророкам и что они должны стремиться к тому, чтобы вся церковь получала пользу от их служения.

Представление о том, что Дух действует спонтанно, неожиданным образом основано на ложной идее, что Он действует вопреки природе и установленному порядку. Действия Святого Духа направлены против плоти и греха, но они никогда не направлены против установленного Богом порядка. В 1 Коринфянам 12–14 Павел подчеркивает, что мы должны поклоняться в Духе, соблюдая порядок. Святой Дух участвовал в творении, и Он продолжает действовать в церкви. Он не может противоречить Своему служению. Дух действует в соответствии с установленным Им порядком и через него, поддерживая и развивая его, а не разрушая. Он выступает против греха, а не против порядка. Мы рассмотрим порядок богослужения более подробно, когда будем изучать регулятивный принцип и элементы и формы церковного богослужения.

Богослужение в миссионерской церкви. Некоторые считают, что принципы проведения богослужений в миссионерской церкви имеют свои особенности. Это не так. В миссионерской церкви, как и в церкви с долгой историей, богослужение проводят служители. Вышерассмотренные принципы достаточно просты, чтобы их использовать в любых случаях. Если же группа не имеет рукоположенных служителей, к ней не применимы принципы церковного богослужения.

Выводы

Народ Божий призван поклоняться Богу как церковь. Совместное поклонение народа Божия является важной частью его жизни. Бог дал ему служителей, которые должны вести его в этом служении. Когда христиане объединяются в совместном поклонении, они объединяются с ангелами и Божьими святыми на небесах, в духовной сфере. Церковь поклоняется Богу посредством своих представителей, наделенных полномочиями. Вся община вовлечена в богослужение и выражает свое согласие с происходящим, произнося слово «аминь».

Вопросы к уроку 3

  1. Чему учит Евреям 10:25?
  2. Почему важно публичное поклонение?
  3. Существует ли разница между публичным и личным поклонением?
  4. Кто имеет право учить, проповедовать, молиться и вести богослужение в церкви?
  5. Что мы подразумеваем под репрезентативным поклонением?
  6. Какова роль женщин в публичном богослужении и почему?
  7. Что мы имеем в виду под участием в богослужении?
  8. Что означает общее «аминь»? Когда используется это слово?
  9. С какими проблемами столкнулся Павел в Коринфе, касающимися Святого Духа?
  10. Направлены ли действия Святого Духа против порядка в поместной церкви?

[1] В 1 Тимофею 2:8 Павел связывает вопрос о женах и их служением со властью. Только те верующие, которые облечены такой властью, имеют право вести богослужение. Так как жены не имеют такой власти, они не имеют право проводить богослужения.

24 Пайп, Гринвильская семинария, лекции, аудио лекции и проповеди (Pipa, J.Greenville Seminary, Lectures, Audio lectures only, Sermon Audio).

25 В 1 Коринфянам 11:5 Павел говорит о женах, которые молятся и пророчествуют с непокрытой головой.

26 Пек, Заметки по эсхатологии (Peck, Notes on Ecclesiology)

 

Курс "Реформатское богослужение"

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

18 − 4 =

Джуліан Майкл Загг

  Международная семинария в Майами 14401 Олд Катлер Роуд, Майами, США

Інші статті Джуліан Майкл Загг