Разъяснение Божественной Литургии

Статті про літургію 4 березня 2017 0 416

Бог никогда не вводил в заблуждение поклоняющихся Ему, но всегда милостиво принимал их, предусмотрев, чтобы они приходили к Нему со всей искренностью.

Жан Кальвин

Остроумное замечание Честертона о том, что «основным пунктом всего обсуждения в большинстве современных дискуссий является нечто запретное», как правило, подтверждает свою истинность. В разговорах о поклонении во многих протестантских церквях таким запретным является слово «литургия». В своей книге я уже неоднократно нарушал табу, касающееся данного слова. Один из профессоров моей семинарии, покойный доктор Роберт Рэйберн, неустанно напоминал нам о том, что у каждой церкви есть литургия. Не каждая церковь использует слово «литургия», но каждая строит порядок своего богослужения, руководствуясь неким логическим обоснованием. Невозможно обойтись без чинопоследования. Даже если оно не очень хорошо продумано или недостаточно заранее подготовлено со стороны пастора, во время утреннего воскресного богослужения какой-либо порядок поклонения обязательно будет иметь место.

К сожалению, многие протестантские церкви Америки, стремясь избавиться от всего, что отдает католичеством с его формализмом и неизменной литургией, приходят к наспех составленному порядку богослужения, состоящему из различных элементов, введенных в программу то здесь, то там без какого-либо разумного библейского основания 111. Иногда такой случайный «порядок» оправдывают практическими соображениями. Гимн следует после молитвы, потому что общине нужно встать и размять ноги после долгого сидения. Соло следует за чтением Писания только для того, чтобы внести некоторое разнообразие в богослужение. Обычно более «духовной» считается спонтанность, нежели заранее проведенная подготовка. Что бы там ни было, в таком порядке, как правило, не хватает одного: библейского/теологического размышления о том, как церковь должна подходить к живому Богу.

Согласно Хью Олифанту Оулду, «для установленной литургии есть веские причины, и об этих при- чинах часто говорится».

Прежде всего, литургические формы являются хорошим средством обучения основным истинам христанской веры. Когда знакомые литургические формы и тексты используются снова и снова, мы получаем возможность поразмышлять над ними и глубже проникнуться их смыслом. Когда существует установленная последовательность действий, знакомая каждому, легче сосредоточить внимание на содержании, а не на внешней форме. Любой атлет понимает важность основ спортивной формы. Следует правильно выполнять такие простые действия, как, например, дыхание. Но все это важно для того, чтобы в конечном итоге делать их спонтанно, не прилагая никаких усилий, не думая о них. Внимание должно быть сосредоточено на другом. Формы являются средством достижения цели, а если они часто меняются, то они не ведут к цели, а только делают ее неясной.

Я слышал, как литургическое поклонение пренебрежительно называли «поклонением по рецепту», говоря об установленном у нас обычае следования основному порядку и о частом, но не рабском использовании напечатанных молитв, исповеданий и других материалов для чтения всех общиной во время наших богослужений. Мой ответ таков: а что плохого в рецептах? Рецепт – это «набор инструкций с перечнем ингредиентов, необходимых для создания или приготовления чего-либо» или «формула или способ достижения желаемой цели». Что плохого в том, что для поклонения используется «рецепт»? Сомневаюсь, что кто-нибудь захочет съесть обед, приготовленный не по рецепту. Бесспорно, некоторые из наших любимых блюд проходят тщательную подготовку и внимательно готовятся строго по рецепту. Кто захочет, чтобы его шеф-повар (или жена, или муж) готовили еду спонтанно? Это возможно только тогда, когда повар, благодаря своему огромному опыту, усвоил  «правила» приготовления пищи. Каждое блюдо является результатом следования рецепту. Также и каждое богослужение неизбежно будет следовать определенному порядку или литургии.

Я сомневаюсь, насколько мудро отказываться от постоянно используемых образцов на нашем воскресном богослужении. К. С. Льюис назвал постоянное желание новизны в поклонении «литургическим непоседством». Изменение формы и содержания каждой воскресной службы, по сути, мешает поклонению. Льюис подчеркивает, что богослужение «это система действий и слов, через которые мы получаем таинство, раскаиваемся, молимся или поклоняемся». Для пояснения своей мысли он использует пример бального танца. Человеку нужно «знать» определенные шаги для того, чтобы танцевать. Точно так же он чувствовать себя абсолютно «как дома» с литургической формой, чтобы исполнить то действие, которое эта форма предназначена сделать возможным. «Пока вы обращаете внимание на шаги и вынуждены их считать, вы не танцуете, а только учитесь танцевать». Точно также, если верующий во время богослужения сталкивается с некими новшествами, они отвлекут его внимание от сути поклонения. Самой лучшей литургей была бы «та, которую бы мы почти не осозновали. Все наше внимание было бы направлено на Бога. Но любое новшество мешает этому. Оно приковывает наше внимание к самому богослужению, а думать о поклонении и поклоняться – это разные вещи». В завершение Льюис призывает к «постоянству и единообразию» на воскресном богослужении, объясняя, что его бы «удовлетворило любое богослужение, только если оно остается неизменным. Но если всякий раз, когда я начинаю чувствовать себя как дома в определенной форме, ее будут выдергивать из общего порядка богослужения, я никогда не сделаю шаг вперед в искусстве поклонения. Вы не даете мне возможность выработать у себя определенную привычку».

Вопрос, по сути, состоит не в том, придерживается ли община литургии, а в том, какой установленной литургии (или, если хотите, рецепту) она следует. Это хорошая литургия? То есть насколько оправданы её форма и содержание с библейской точки зрения? Как мы видели, литургия является главным образом служением Бога для нас, поэтому в отношении любой литургии следует выяснить: воплощается ли в данном литургическом порядке и содержании служение Бога Его собравшейся Церкви? Согласуется ли с библейским учением способ, с помощью которого в данном случае Бог привлекает к Себе Свой народ посредством жертвы, еженедельно обновляя Свою заветную любовь по отношению к нему? А так как частью поклонения является активное прославление общиной Бога, вы должны задать второй вопрос: дает ли данный порядок и содержание поклонения общине возможность должным образом и с благодарностью ответить на милостивое служение Бога поклонением и прославлением?

Таким образом, самое время дать грубое, но точное определение литургии: это правильный, библейский способ вхождения общины в величественное, живительное Божье присутствие. Как мы уже видели, согласно Библии, это происходит посредством жертвоприношения, а целью является обновление завета. В Писании Бог сообщил нам о том, каким образом Он служит Своему народу, и как Его народ служит Ему в воскресный день, и мы должны внимательно следователь Его предписаниям. Весь ход богослужения соответствует нашему движению в Божье присутствие, или правильнее будет сказать, порядок соответствует тому, как Бог вводит нас в Свое присутствие. Библия показывает, как Бог милостиво вводит людей в исполненное любви общение с Ним, и этот жертвенный «порядок», или «способ», посредством которого Бог приближает нас к Себе и обновляет Свой завет, сообщает порядок нашего совместного богослужения в День Господень. Этот порядок приближения, это движение в Божье присутствие мы и называем «литургией», «богослужением» или, как в нашем случае, «Божественной литургией».

Утреннее богослужение Реформатской Пресвитерианской Церкви г. Провиденс

Каждую неделю утреннее воскресное богослужение обновления завета придерживается похожего порядка и образца. Каждый элемент богослужения получит краткое объяснение в следующих четырех главах, где особое внимание будет уделено его месту в общем порядке поклонения. Названия, данные различным действиям (жертва вознесения и др.) в приведенной ниже модели, не всегда именно в таком виде присутствуют в воскресном бюллетене, но суть каждого элемента и их относительная последовательность остается неизменной, за некоторым исключением 116. Выделение текста жирным шрифтом указывает на то, что эти слова являются ответом общины или её молитвой. Крест (†) означает, что в данном месте люди стоят.

Богослужение обновления завета

Утреннее богослужение – 4 августа 2002 года
Сезон пятидесятницы
Подготовка к поклонению: Псалом 89 и 99
*Орган – Билл Хувер
Приветствие и объявления – пастор Джеффри Майерс

Вход

Призыв к поклонению: Пс. 99:4-5 – пастор Джеффри Майерс
† Гимн №304 “Open now thy gates of beauty” Trinity Hymnal
† Приветствие и ответное Писание

Пастор: Во имя Отца, Сына и Святого Духа!
Община: Аминь! Мф. 28:19
Пастор: Господь с вами!
Община: И с вами также! Руфь 2:4
Пастор: Помощь наша – в имени Господа,
Община: сотворившего небо и землю! Пс. 123:8
Пастор: Очи всех уповают на Тебя,
Община: и Ты даешь им пищу их в свое время
Пастор: Открываешь руку Твою
Община: и насыщаешь все живущее по благоволению! Пс. 144:15-16
† Пастор: давайте помолимся:

Всемогущий Боже, Которому открыты все сердца, известны все желания, и от Которого не сокрыты никакие тайны. Очисть помышления сердец наших, послав нам Духа Святого, чтобы мы могли в полной мере любить Тебя и достойно прославлять Твое славное Имя через Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Жертва за грех

† Призыв к исповеданию грехов

Возлюбленные в Господе! Придем со смиренными сердцами и исповедуем свои грехи Богу, Отцу нашему, умоляя его во имя нашего Господа Иисуса Христа даровать нам прощение:

Блажен человек, которому Господь не вменит греха,
и в чьем духе нет лукавства! Пс. 31:2
Я сказал: “исповедаю Господу преступления мои”,
и Ты снял с меня вину греха моего. Пс. 31:5

Всемогущий Боже, милосердный ко всем, кто обращается к Тебе. Услышь меня. Я пришел к Тебе, смиренно исповедуя свои грехи и моля от Твоей милости и прощении. Своими делами, словами и греховными помышлениями сердца я нарушал Твои святые законы. Я признаю перед Тобой свое непослушание, неблагодарность, гордыню, своеволие, все свои неудачи и недостатки, проявленные по отношению к Тебе, а также к моей семье и друзьям. Помилуй меня, всемилостивейший Отче, и по Своей великой благости даруй мне прощение, чтобы я мог и далее служить и быть угодным Тебе в новизне жизни. Молю, даруй мне прощение Свое через ходатайство моего Спасителя и Господа Иисуса Христа.

Безмолвная молитва. Аминь.

† Пастор: А теперь поднимите голову и услышьте добрую весть! Бог, наш небесный Отец, смилостивился к нам. Он отдал Сына Своего Единородного, чтобы Тот умер за вас, и ради Него Он прощает все ваши грехи. Поэтому, как служитель Христа и Его властью я провозглашаю полное прощение ваших грехов, во имя Отца, Сына и Святого Духа.
Община: Аминь!

Жертва вознесения

† Пастор: Вознесите сердца ваши.
Вознесем их к Господу.
† Возблагодарим Господа Бога нашего.
Это достойно и праведно.
† Воистину достойно, праведно и спасительно во всякое время и во всяком месте благодарить Тебя, Господи, святый Отче, всемогущий, вечный Боже. Посему со всеми ангелами, архангелами и небесными силами восхваляем и возносим Твое преславное Имя, всегда прославляя Тебя и воспевая:

† Гимн №219 “Blessing and honor and glory and power” Trinity Hymnal

Чтение отрывка из Ветхого Завета: 3 Царств 19:1-20 – пастор Томми Ли
Это Слово Господне.
Благодарение Богу.

Чтение из посланий: Галатам 2:11-21

Так говорит Господь.
Возблагодарим Бога.

† Псалом: Псалом 89 (читается поочередно с общиной) Господи! Ты нам прибежище в род и род. Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты Бог.
Ты возвращаешь человека в тление
и говоришь: “возвратитесь, сыны человеческие!”
Ибо пред очами Твоими тысяча лет,
как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи.
Ты [как] наводнением уносишь их; они [как] сон, как трава,
которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
ибо мы исчезаем от гнева Твоего
и от ярости Твоей мы в смятении.
Ты положил беззакония наши пред Тобою
и тайное наше пред светом лица Твоего.
Все дни наши прошли во гневе Твоем;
мы теряем лета наши, как звук.
Дней лет наших семьдесят лет,
а при большей крепости восемьдесят лет;
и самая лучшая пора их труд и болезнь,
ибо проходят быстро, и мы летим.
Кто знает силу гнева Твоего,
и ярость Твою по мере страха Твоего?
Научи нас так счислять дни наши,
чтобы нам приобрести сердце мудрое.
Обратись, Господи! Доколе?
Умилосердись над рабами Твоими.
Рано насыти нас милостью Твоею,
и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
Возвесели нас за дни, [в которые] Ты поражал нас,
за лета, [в которые] мы видели бедствие.
Да явится на рабах Твоих дело Твое
и на сынах их слава Твоя;
и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас,
и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.

† Евангельское чтение: Евангелие от Луки 6:17-26

Это Евангелие Господа нашего Иисуса Христа.
Слава Тебе, Христос.

† Никео-Цареградский Символ Веры

Веруем во единого Бога Отца, всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, им же всё сотворено; сшедшего с небес нас ради и нашего ради спасения; воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося, и распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию, и вознесшегося на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего во славе судить живых и мертвых; Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца и Сына исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и славословиемого, говорившего через пророков. И во единую Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь. Исповедуем одно крещение во оставление грехов и ожидаем воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.

Проповедь: ВЕРНОСТЬ МЕССИИ ИИСУСА ХРИСТА пастор Джеффри Майерс

VIII. ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛАНИЯ ПАВЛА К ГАЛАТАМ

Приношение даров

† Гимн №83 “We praise thee, O God” Trinity Hymnal
Мы предаем себя через десятины и добровольные пожертвования

† Молитва посвящения и ходатайственная молитва за Церковь

Пастор: Давайте помолимся за всю Церковь, чтобы наш Господь Бог зашитил её от всяких нападок и искушений противника и вечно хранил её на истинном основании, которое есть Иисус Христос:

Община: Господи, спаси и защити Твою вселенскую Церковь, купленную драгоценной Кровью Христа. Даруй ей пасторов и служителей по Духу Твоему и укрепи её через Твое Слово и таинства. Сделай её совершенной в любви и добрых делах и укрепи её в вере, однажды преданной святым. Освяти и объедини народ Свой по всему миру, чтобы одна святая Церковь могла свидетельствовать о Тебе, Боге и Отце всех. Аминь.

Пастор: Помолимся за наших миссионеров:

Господи, пошли свет Свой и истину Свою во все концы земли. Мы молим, чтобы ты воздвигнул верных Христа, которые трудились бы в Евангелии дома и на далеких землях. Даруй всем нашим миссионерам силу и терпение. Даруй им возможность возрадоваться богатому урожаю душ в Твоем царстве. Окажи им поддержку во времена испытаний и в моменты слабости, укрепи их, изобилуя в деле Господем. Приведи народы в Свое лоно, даруй Духа Твоего на всякую плоть и ускорь наступление полноты царства Сына Твоего, нашего Господа, Иисуса Христа. Аминь.

Пастор: Давайте помолимся за начальствующих, чтобы мы могли спокойно и мирно наслаждаться жизнью во всяком благочестии и честности:

О милостивый Отче на небесах, Ты держишь в Своих руках всю власть человека и Ты установил все власти, существующие у всех народов мира, ради наказания преступников и похвалы тех, кто поступает хорошо. Поэтому мы смиренно молим Тебя милостиво обратить Свой взор на слуг Своих, особенно на президента и на конгресс Соединенных Штатов Америки, на губернатора штата Миссури и на всех тех, кто создает, исполняет или исправляет наши законы, чтобы все, получающие меч как Твои служители, могли носить его согласно Твоему Слову, через Иисуса Христа, нашего Господа. Аминь.

Пастор: Помолимся за тех, кто тем или иным образом испытывает страдания, угнетение или мучения, телесные или духовные:

Бог милосердный, мы молим, чтобы Ты успокоил благодатью Своего Святого Духа всех тех, кто сейчас в печали или нужде, в болезни или несчастьи. Помни о тех, кто испытывает гонения за веру, особенно о тех, кого мы называем в сердцах наших перед Тобой… Помилуй тех, к кому приблизилась смерть. Даруй утешение тем, кто находится в скорби и печали. И возвести всему Своему народу о Своей любви, взяв его под Свою нежную заботу. Аминь.

Пастор: И, наконец, давайте помолимся так, как научил нас Господь:

Отче наш, сущий на Небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

† Gloria Patri

Мирное приношение

† Молитва благодарения за хлеб
Слова установления причащения хлебом
Раздача и причащение Телом Христовым

Гимн причастия №310 (Псалом 52) «Аллиллуйя» Trinity Hymnal

Слова установления и молитва за вино
Раздача и причащение Кровью Христовой

Пасторское благословение

Тело и кровь нашего Господа да укрепять и сохранят вас в истинной вере к жизни вечной. Во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Община: Аминь.

† Песнь Симеона (Nunc Diittis): Лк. 2:30-32

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народом, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Слава Отцу, Сыну и Святому Духу ныне и присно и вовеки веков. Аминь.

Пастор: Славьте Господа, ибо Он благ

Община: Ибо вовек милость Его. Псалом 135:1

Пастор: Боже, Отче наш, источник всякой благости, по Своей милости пославший Сына Своего единородного, чтобы Он принял нашу плоть. Мы благодарим Тебя, что ради Него ты дал нам на этом богослужении уверенность в прощении и мире, и мы просим тебя не покидать Своих детей, но и впредь управлять нашим сердцем и разумом с помощью Твоего Святого Духа, чтобы мы могли постоянно служить Тебе через нашего Господа Иисуса Христа, живущего и правящего с Тобой и Духом Святым, единый Боже, ныне и присно и во веки веков.

Община: Аминь.

Благословение и выход

† Гимн №124 “At the Name of Jesus every knee shall bow” Trinity Hymnal (мелодия Ральфа Воэна Уилльямса)

† Благословение: Чис. 6:24-26

Община: Аминь.

† Мы благословляем Господа: гимн №7 (Псалом 71:18-19)
Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса!
И благословенно имя славы Его вовек,
и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.

† postlude
† приветствие друг друга

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

five × 5 =

Інші статті Джеффри Майерс