Регулятивный принцип поклонения

Статті про літургію 12 травня 2016 0 92

Man pointing to Bible Psalm with daffodils

Стиль нашего богослужения вытекает из нашей теологии. Наша теология направляет и предопределяет наш практический подход к богослужению. Мы проиллюстрировали этот принцип на примере контраста между католической, пятидесятнической и реформатской теологиями и стилями их богослужения. Католическая теология делает акцент на священстве и жертвоприношении, поэтому священнику и мессе отводится центральное место. Пятидесятники, подчеркивая ведущую роль Духа, стремятся к свободному, спонтанному проведению богослужений, на которых важное место отводится говорению на языках и пророчествам. Реформатское богослужение сосредоточено на Слове Божьем и суверенном праве Бога устанавливать, каким должно быть поклонение. Регулятивный принцип, согласно которому весь ход богослужения должен определяться только Словом Божьим, является основополагающим принципом реформатского богослужения.

В этом уроке мы рассмотрим регулятивный принцип и покажем, что он является главным в реформатской теологии.

1. Регулятивный принцип

Кальвин категорически утверждает, что истинным может быть только то поклонение, которое одобрено Самим Богом. Никаких других видов поклонения Бог не признает.

«Более того, правило, по которому мы можем отличить чистое от ложного поклонения, имеет универсальное значение. Мы не должны брать на вооружение всё, что, по нашему мнению, нам подходит, но должны следить за указаниями Того единственного, Кто правомочен их предписывать. Таким образом, если мы желаем, чтобы Он одобрил наше поклонение, мы должны строго соблюдать это правило, которое Он повсюду возвещает со всей строгостью… Господь осуждает и запрещает всякое самовольное поклонение, призывая нас повиноваться только Его голосу… подтвержденному Его властью… ибо наше безумие, если нам дать полную свободу действий, неизменно введет нас в заблуждение»”[1].

Гейдельбергский символ веры в своем комментарии ко второй заповеди заключает, что мы можем поклоняться Богу только в полном согласии с Его Словом. Позже пуритане развили тему регулятивного принципа и дали следующее определение поклонения в Вестминстерском исповедании веры:

«Сама природа свидетельствует о том, что существует Бог, Который господствует и владычествует над всем сущим, Который благ и всем делает добро и Которого поэтому следует благоговейно бояться, любить, восхвалять, призывать, Которому следует доверять и служить всем сердцем, и всею душою, и всем разумением. Но приемлемый путь поклонения истинному Богу установлен Самим Богом, и этот путь так точно обозначен Его волей, данной нам в откровении, что совершать богослужение согласно представлениям и вымыслам человеческим, или по наущению сатаны, с использованием зримых образов или другими способами, не указанными в Священном Писании, нельзя» (Глава 21.1).

Ключевые фразы показывают нам, что приемлемый путь поклонения установлен Самим Богом. Поклонение Богу определено Им, как это явно открыто в Писаниях. Когда люди пытаются поклоняться Богу каким-либо иным способом, они делают согласно вымыслам своего сердца или по наущению сатаны. Такое поклонение не принимается Богом.

2. Экзегетическое и теологическое обоснование регулятивного принципа

Регулятивный принцип имеет как экзегетическое, так и теологическое обоснование.

2.1. Экзегетическое обоснование

В уроке 2 мы рассмотрели требования к поклонению, данные Богом во второй заповеди. Он ясно указал, как следует Ему поклоняться. Израиль не имел права сам выбирать формы и стиль поклонения. Вторая заповедь была подтверждена другими постановлениями, суть которых заключается в том, что нельзя ничего прибавлять к поклонению Богу или убавлять от него.

«Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» (Втор. 4:2).

Важность поклонения установленным Богом образом видна и в Левит 10:1–3:

«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицом Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал».

Грех Надава и Авиуда заключался в том, что они принесли пред Господа огонь чуждый (не разрешенный, не освященный). Они нарушили повеление Бога и потому были осуждены Им. Божье наказание было крайне суровым, потому что эти два человека были лидерами народа, и их самовольное поклонение могло ввести весь народ в заблуждение. Они стали также предупреждением для всех последующих поколений верующих. Таким образом, уже в самом начале своей истории Израиль четко знал, как поклоняться Богу и каковы будут последствия, если делать это неправильно.

Такой же суд постиг и царя Озию (2 Пар. 26:16 и далее). Он был праведным царем пред Господом, но нарушил Божью заповедь относительно богослужения. Он захотел войти в храм Божий и принести жертву Богу, на что имели право только священники. Бог строго наказал его за этот грех.

«Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не будет тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Озия — а в руке у него кадильница для каждения, — и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицом священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного. И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот, у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь. И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме, и отлучен был от дома Господня» (2 Пар. 26:16 и далее).

В Новом Завете Иисус отверг поклонение фарисеев, ибо они учили людей поклоняться в соответствии с их традициями, а не со Словом Божьим.

«Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: “люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: “почитай отца своего и мать свою”; и: “злословящий отца или мать смертью да умрет”. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: “корван”, (то есть “дар Богу”) тó, чем бы ты от меня пользовался”, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное». (Mк. 7:1 и далее).

Фарисеи ввели дополнительные правила поклонения Богу. Например, они учили, что если человек пожертвует на храм, то он может ничего не делать для отца своего и матери своей. Они сами придумали эти правила и навязывали их народу. Все это было не от Бога, человеческими преданиями, которые Иисус решительно отверг. Этот отрывок также предупреждает нас о том, что большинство придуманных людьми правил в конечном итоге нарушают какие-то Божьи заповеди, хотя может казаться, что они заботятся о Божьей святости. Любые дополнения к Божьим заповедям ведут к их нарушению. В данном случае добавление заповеди о почитании храма упразднило заповедь о почитании отца и матери.

Когда люди вводят дополнительные обязанности или законы, это отнюдь не увеличивает их святость. В Послании к Колоссянам Павел предупреждает церковь об опасности придуманных людьми правил, которые, возможно, кажутся очень хорошими и полезными, но сами по себе не имеют никакой силы[2]. «…Все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол. 2:22–23).

Эти слова полностью согласуются со словами Иисуса о том, что единственно приемлемое поклонение Богу — это поклонение в Духе.

2.2. Теологическое обоснование

Регулятивный принцип имеет и теологическое обоснование. Кальвин делал акцент на суверенности Бога, на достаточности Писания для решения всех вопросов веры и практической жизни и на крайней испорченности человека, которая делает надуманное им поклонение опасным.

2.2.1. Различие между Творцом и творением

Реформатская теология утверждает, что, поскольку Бог есть наш Творец, только Он может указать нам, как к Нему приближаться. У нас нет выбора, когда предстаем пред нашим великим Творцом; мы должны подчиняться всем Его определениям, когда ищем Его лица.

2.2.2. Доктрина об откровении

Без Божьего Слова мы были бы совершенно слепы. Если бы Бог не открылся нам, мы ничего бы о Нем не знали. Мы — ограниченные творения. Когда мы приходим на богослужение, важно не то, что нам нравится, а то, что угодно Богу.

В Римлянам 11:33 Павел подчеркивает, что Бог непознаваем: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его…» Только через откровение Бога о Себе Самом мы можем узнать, как к Нему приближаться.

Если Бог непостижим, как нам приблизиться к Нему? По своему милосердию Бог открыл Себя в Писаниях. Во 2 Tимофею 3 Павел подчеркивает, что Писаний достаточно для того, чтобы человек мог преуспевать во всяком добром деле. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Tим. 3:16–17).

Это касается и поклонения. Только Писания могут научить нас, как служить Богу. Кроме них нам ничего не нужно для возрастания в нашем поклонении. Бог дал нам все, в чем мы нуждаемся.

Вестминстерское исповедание веры учит о Писании и откровении Бога тому же самому.

«Весь замысел Божий относительно того, что необходимо для Его собственной славы и для спасения, веры и жизни человека, либо ясно изложен в Писании, либо может быть выведен из Писания путем оправданных и логически обоснованных умозаключений. Ничто и никогда не может быть добавлено к Писанию, будь то новые откровения Духа или предания человеческие. Тем не менее, мы признаем, что для спасительного понимания того, что открыто в Слове Божьем, необходимо просвещение Духом. Кроме того, в связи с богослужением и управлением церковью могут возникать некоторые затруднения, так же, как в любой человеческой деятельности и в любых человеческих сообществах; их следует улаживать, руководствуясь здравым смыслом и христианским благоразумием и в любых обстоятельствах соблюдая общие принципы Слова» (Глава 1.6).

Это исповедание веры учит тому, что все необходимое для славы Божьей и человеческого спасения либо явно изложено в Писании, либо может быть выведено из него путем оправданных и логически обоснованных умозаключений. К Слову Божию нечего добавить.

2.2.3. Доктрина о грехе

Кальвинизм и реформатская теология делают акцент на абсолютной испорченности человека, греховной тьме, в которой пребывает его разум, и естественной вражде человека по отношению к Богу. Все это указывает на тот факт, что человек не может и не желает поклоняться Богу. По природе он склонен поклоняться идолам. Грешный человек не знает, как поклоняться Богу в соответствии с Его волей, или не желает этого делать (Eф. 4:17, 28; Рим. 8:7; 1 Кор. 8).

Вестминстерское исповедание веры подчеркивает также, что грешный человек легко подпадает под влияние диавола. Диавол очень хитер, и он может ввести нас в заблуждение (Глава 21.1).

Итак, верный подход заключается в том, что мы должны смириться пред Божьим Словом. Мы должны полагаться не на свою человеческую мудрость, а только на то, что Бог нам открыл в Своих Писаниях. Это и есть истинная свобода. У нас нет нужды подчиняться людям, которые понуждают нас поклоняться Богу не так, как Он Сам повелел. Вестминстерское исповедание веры гласит: «Бог имеет всю жизнь, славу, благость и блаженство в Себе и от Себя. Он полностью достаточен в Себе и для Себя. Он не нуждается ни в чем от творений, Им же созданных, и ни в малейшей степени не обязан им Своей славой, но лишь являет Свою славу в них, через них, им и для них. Он есть единственный источник бытия: все — от Него, Им и к Нему. Ему принадлежит высшая суверенная власть и право делать то, что Ему угодно, посредством Своих творений, для них и с ними. Ему все ясно и все открыто. Его знание бесконечно, безошибочно и не зависит от Его творений; для Него нет ничего неопределенного или условного. Он в высшей степени свят во всех своих установлениях, деяниях и повелениях. Ему подобает всякое поклонение, служение и повиновение, какое Ему угодно требовать от ангелов, людей и любых других созданий» (Глава 2.2).

3. Другие теологии богослужения

Существует множество других подходов к богослужению. В этом разделе мы рассмотрим некоторые из них.

3.1. Католический подход

Католическая теология богослужения основана на объединении Писаний, традиций и постановлений церковных властей. При тщательном рассмотрении выясняется, что католическая церковь своим главным авторитетом считает церковные постановления, а не Писания. Сама церковь решает для себя, что есть правильным или неправильным в богослужении.

3.2. Лютеранский подход

Лютеранский подход заключается в том, что позволено все, что явно не запрещено в Писаниях. Практически это означает, что мы можем использовать в своем богослужении все, на что нет прямого запрета в Библии. Следуя этой логике, мы можем иметь в церкви алтарь и свечи, так как Библия не запрещает этого.

3.3. Современный евангелический/пятидесятнический подход

Во многих современных течениях этого толка нет четких принципов проведения богослужений. Их представители очень прагматичны и сосредоточены на человеке, чтобы привлечь как можно больше последователей. Они стараются, насколько возможно, быть ближе к культуре. Некоторые из них придают большое значение эмоциям, делая все, чтобы неверующие чувствовали себя на богослужениях комфортно. В таких случаях их богослужения сосредоточены на евангелизации и человеке, вместо того чтобы быть сосредоточенными на Боге и поклонении Ему. Как мы уже видели в Иоанна 4, Бог есть Дух, и только верующие люди с возрожденным сердцем могут поклоняться Ему в Духе и истине.

4. Содержание публичного богослужения

Каким же Бог желает видеть богослужение? Вестминстерское исповедание веры четко выделяет в богослужении три составные части: элементы, форму и обстоятельства проведения богослужения. Мы начнем с краткого обзора этих трех частей, а затем в последующих двух уроках подробнее изучим элементы и форму.

4.1. Элементы

Элементы — это все то, что мы, исходя из Писаний, должны включить в богослужение. Этот регулятивный принцип мы можем сформулировать и в негативной форме: если мы не можем доказать, что новозаветная церковь использовала определенные элементы, мы не должны включать их в наше богослужение.

Писания и Вестминстерское исповедание веры определяют следующие обязательные элементы: молитва с благодарением, чтение Писаний, проповедь и слушание Слова Божия, пение псалмов с благодатью в сердце и таинства. Кроме того, выделяется особая группа элементов: символы веры, обеты и назначение служителей церкви. Их библейским обоснованием является книга Деяний апостолов 2:42 и далее, где упоминаются Слово, учение апостолов, таинства и молитва. (См. также 1 Кор. 14:1; 2 Tим. 2:2.) Сбор пожертвований упоминается в 1 Коринфянам 16:1–2, Вечеря Господня — в Деяниях 2:42 и далее и в 1 Коринфянам 11.

4.2. Форма и обстоятельства

Вестминстерское исповедание веры проводит различие между элементами богослужения, формой и обстоятельствами. Элементы — это то, что непременно должно быть включено в богослужение. Форма богослужения определяется порядком использования элементов. Например, это касается их последовательности, частоты проведения причастия и т. д. Обстоятельства богослужения касаются таких вопросов, как время и место проведения собраний, освещение, звукоусиление, использование песенников и тому подобное. В Вестминстерском исповедании веры в главе 1.6 сказано, что все трудности, связанные с богослужением, следует улаживать, «руководствуясь здравым смыслом и христианским благоразумием и в любых обстоятельствах соблюдая общие принципы Слова». Это касается и любой другой человеческой деятельности. Писания предоставляют право служителям церкви управлять ходом богослужений.

Итак, трехсоставная структура, предложенная Вестминстерским исповеданием веры, — это простой путь к пониманию требований Бога к богослужению. Его элементы обязательны, а форма и обстоятельства оставлены на усмотрение церкви, чтобы она все устраивала для общей пользы.

5. Христоцентричное, библейское и исполненное Духа

Как мы уже выяснили, поклонение должно быть сосредоточено на Христе и направляться Духом. Оно также должно основываться на Писаниях. Слово Божие — главное в богослужении. Оно повелевает нам поклоняться Богу, определяет содержание богослужения и даже помогает отвечать Богу посредством псалмов и библейских молитв. Писания показывают, что во время богослужения мы должны читать Библию, воспевать Библию, проповедовать Библию и молиться молитвами из Библии. Вера от слышания, а слышание от слова Божия; «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). Верою мы обращаемся к Богу, освящаемся, и тогда на нас изливаются благословения Христовы.

Сегодня наблюдается тенденция сводить к минимуму роль и использование Писаний. Терри Джонсон[3] утверждает, что эта тенденция усиливается последние 150 лет. Я считаю, что, поскольку наше богослужение тесно связано с нашей теологией, эти изменения отражают принципиальные изменения в нашей теологии, выражающиеся в постепенном удалении от Слова Божия. Например, в католической теологии власть в церкви видима и Христово правление не рассматривается как правление, осуществляемое в Слове и через Словом Духом. Это означает, что центральное место в богослужении занимает не Слово Божие, а месса и служение священника. В современном пятидесятническом движении все более подчеркивается непосредственная работа Святого Духа. Это ставит в центр богослужения духовные переживания, личные откровения и дары, что также ведет к умалению роли Слова Божия. Во многих современных церквах утрачивается вера в то, что Слово Божие при содействии Духа преображает и освящает людей. Поэтому в таких церквах акцент переносится на другие элементы богослужения, виды активности и программы. В современном богослужении все меньше внимания уделяется проповеди, молитве, чтению Писаний, пению Псалмов и доктринальных гимнов. Это то, что необходимо исправлять.

Выводы

Регулятивный принцип гласит, что мы должны поклоняться Богу только так, как Он повелел нам это делать в Писаниях. Мы не имеем права ни прибавлять что-либо к этому, ни убавлять что-либо от этого. Если бы Бог не научил нас, мы сами бы не знали, как Ему поклоняться. Бог строго судил тех, кто пытался поклоняться Ему по-своему. Реформаторы утверждают, что в богослужении приемлемо лишь то, что заповедано Писаниями. Все то, что обязательно должно быть включено в богослужение, называется элементами богослужения. Слово Божие является главным элементом богослужения, но современное христианство удаляется от Слова Божия.

Вопросы к уроку 4

  1. Что мы называем принципом реформатского богослужения?
  2. Приведите два примера из Ветхого Завета, которые доказывают, что мы должны включать в богослужение только то, что Бог явно заповедал нам.
  3. Приведите два теологических аргумента в пользу регулятивного принципа.
  4. Изложите подходы к богослужению католиков и лютеран.
  5. Какие три категории использует Вестминстерское исповедание веры, чтобы помочь нам организовать богослужение?
  6. Что такое элемент богослужения? Приведите пример.
  7. Что такое форма богослужения? Приведите пример.
  8. Что такое обстоятельства богослужения? Приведите пример.
  9. На чем делают акцент современные пятидесятники и как это влияет на их богослужение?
  10. Почему современное благовестие удаляет нас от Писаний?

27 Жан Кальвин, «О необходимости реформирования Церкви» (John Calvin, The Necessity of Reforming the Church, Dallas, Protestant Heritage press, (1995), 17).

28 В Колоссянам 2 приводится общий принцип, который применим и к поклонению.

29 Гринвильские аудиолекции на тему богослужения.

 

Курс "Реформатское богослужение"

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

1 × 2 =

Джуліан Майкл Загг

  Международная семинария в Майами 14401 Олд Катлер Роуд, Майами, США

Інші статті Джуліан Майкл Загг