Таинства в богослужении

Статті про літургію 15 травня 2016 0 106

В этом уроке рассматривается, как мы должны поклоняться Богу через два новозаветных знака: крещение и Вечерю Господню[1]. Сначала мы обратим внимание на некоторые важные отношениях между новым заветом и таинствами, а затем перейдем к рассмотрению Вечери Господней и теологии завета.

1. Фундаментальные принципы

Богослужение должно проводиться в духе и истине, и Бог дал нам ощутимые и явные знаки Христова благословения в новом завете, предназначенные для Церкви. Проповедь Слова Божия и таинства указывают на Христа. Это не значит, что проповедуемое Слово показывает один аспект Евангелия, а таинства — другой. На богослужении Слово, таинства и молитва (обычные средства благодати) — всё это указывает на Христа и Евангелие. Таинства — крещение и Вечеря Господня — являются знаками и печатями завета.

Принципиальное различие между ними заключается в том, что Слово говорит нам, а таинства демонстрируют физически то, о чем говорит Слово. Таинства возвещают Евангелие всем нашим чувствам. Таинства заповеданы нам Самим Иисусом: крещение — в Матфея 28:1, 18, 19; Вечеря Господня — в Матфея 26:26–29 и Луки 22:14.

1.1. Тесная связь между Словом и таинствами

В Писаниях Слово и таинства связаны воедино. Мы нигде не видим в Писаниях совершения таинств без словесного объяснения. Когда Христос совершил в горнице Вечерю Господню, Он объяснил Своим ученикам все, что Он делал. В этом действии Христос связал Слово с таинством. Мы также должны следовать Его примеру.

«И, когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается» (Лк. 22:14 и далее).

Иисус дал ученикам вино и ясно объяснил, что оно указывает на Его проливаемую Кровь нового завета. Преломление хлеба также указывает на Христа, Который отдает Свое Тело на страдания, — Тело, которое было ломимо на кресте за наши грехи. Итак, таинства объясняют Евангелие и являются самим Евангелием в видимой форме. Совершая таинства, мы, подобно Христу, должны объяснять, что они передают евангельское послание верующим. Если бы Христос не объяснил, что символизируют хлеб и вино, ученики никогда бы сами не поняли их значения.

Церковь и сегодня должна объяснять таинства. Слово придает значение таинству, и только через Слово мы можем верно понять его. Слово помогает нам понять таинство, которое, в свою очередь, физическим образом, помогает нам понять Слово. Эти два элемента взаимосвязаны и не должны отделяться друг от друга. В причастии Слово и объяснение значения таинств не должны разделяться. Проводя причастие, служитель должен каждый раз объяснять, что происходит, когда совершается таинство.

1.2. Природа и символика благодати в таинстве

И Слово, и таинства указывают на одно и то же: на Христа и на новый завет. Благодать, сообщаемая в таинстве, — это та же самая благодать, которая передается через Слово. Когда мы слушаем Слово с верою, Дух применяет лично к нам все то, что совершил Христос. Точно так, когда мы участвуем в таинстве с верою, Дух применяет лично к нам все то, что совершил Христос. Следует подчеркнуть, что в обоих случаях передается одна и та же благодать. Мы не принимаем Христа через таинства как-то иначе или в какой-то иной форме.

Вечеря Господня и крещение — это Евангелие в образной форме. Посредством физических элементов они указывают личность и труд Христа.

1.3. Заветная природа таинств

Крещение и Вечеря Господня являются знаками нового завета, соединяющими Церковь со Христом[2]. В крещении мы соединяемся со Христом[3], а в причастии мы питаемся Христом[4]. Мы показываем свое непрерывное посвящение завету в Вечере Господней. Завет предопределяет и формирует эти два таинства. Таинства связывают нас со Христом и Его трудом. В таинствах Бог проявляет благодать нового завета. Верующие должны участвовать в таинствах с верою в знак того, что они пребывают в завете с Богом.

2. Вечеря Господня на богослужении

Теперь мы переходим к ряду практических аспектов совершения Вечери Господней.

at-the-lords-table

2.1. Названия Вечери

В Писаниях есть три названия Вечери Господней: причастие, преломление хлеба и трапеза Господня (1 Кор.10:21). Каждое из этих названий подчеркивает определенный аспект Вечери, и во время ее совершения мы должны обращать внимание на каждый из них.

Павел называет Вечерю причастием, или евхаристией, что означает трапеза благодарности или признательности Богу. Это название напоминаете нам о необходимости благодарить Бога за Его милость.

Название трапеза Господня указывает на тот факт, что это есть пища, общая для всего народа Божия, и что ее предназначение — направлять нас к Господу. Это Его Вечеря.

Третье название, преломление хлеба (Лк. 22:19 и далее; Деян. 2:42–44), подчеркивает жертвенный аспект Вечери Господней, то, что Христос отдал Себя за Свой народ. Его самоотверженность и самопожертвование являются сутью Его труда в новом завете.

2.2. Вечеря Господня как служение

Причастие так же является частью богослужения, как и Слово. Ранняя церковь имела две литургии: Слово и таинство. Литургия горницы добавлялась в конце богослужения как отдельный элемент, предназначенный для членов церкви. Мы должны быть очень внимательны, когда отделяем причастие от остальной части богослужения. Так как обе литургии сосредоточены на Христе и новом завете, между ними должна быть самая тесная взаимосвязь. Какое-либо выраженное разграничение этих частей богослужения может привести к мысли, что они выполняют две разные функции.

Вечеря Господня — это трапеза. Вечеря — это тело верующих, соединенных в присутствии Христа. Порядок и структура этого служения должны отражать эту истину. Трапеза Христова заменяет прообразную трапезу ветхозаветной пасхи, данной Израилю. На Вечере участники вкушают хлеб и пьют вино в присутствии Христа. Эта трапеза обозначает самое тесное общение со Христом и со всеми христианами, которые составляют в Нем одно тело. Мы должны тщательно заботиться об атмосфере и всех аспектах проведения Вечери. В некоторых церквах принято подходить к служителю для участия Вечере, но таким образом фокус переносится на жертвенный и священнический аспекты. Должно быть соответствие между знаком и реальностью, которую трапеза обозначает. Мы ломаем хлеб, что символизирует ломимое Тело Христа, мы благодарим, и мы вкушаем хлеб.

Христос управляет общиной через Своих служителей. Служитель — это представитель Христа, который ведет общину к тому, чтобы она верою увидела свое единство со Христом и друг с другом.

Мы совершаем Вечерю как заповедь Христа (1 Кор. 11). Христос призвал нас вспоминать о Нем. Вечеря Господня показывает нам сердце Христа, Его страстное желание быть вместе со Своим народом. В Луки 22:15 Иисус говорит: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания…» Он жаждал есть пасху с учениками, и Он жаждет с нами разделить трапезу. Он так сильно возлюбил нас, что отдал Свою жизнь за нас. Трапеза Господня предназначена для святых. В ответ на это церковь собирается, чтобы свидетельствовать о Христе и своих отношениях с Ним. Вечеря Господня — это непрерывное публичное свидетельство церкви о том, что она ожидает возвращения Христа. Она показывает, что Христос питает Свое стадо и обеспечивает его всем необходимым.

Вечерю следует вкушать вместе с другими христианами (1 Кор. 11:20). Вечеря указывает на нашу общность, наш союз в завете благодати. Это совместное, церковное собрание. Вечеря не должна совершаться в частном порядке, за исключением случаев, когда по причине болезни или другим важным причинам ее невозможно провести иначе.

Вечеря указывает как на будущее, так и на прошлое, и эту двойственную природу необходимо постоянно подчеркивать. Вечеря указывает назад, на смерть Христа на кресте, но она также указывает вперед, на будущий брачный пир, на вечное радостное общение со Христом.

«…И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания… <…> Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк. 22:15, 28–30). Мы вкушаем эту трапезу по вере. Физически Христос не находится вместе с нами, но мы верою входим в Его присутствие и получаем Его благословения. Когда Иисус вернется, мы будем трапезничать вместе с Ним и физически. Мы своими очами увидим Его и будем общаться с Ним лицом к лицу.

Заповедь о вкушении трапезы — постоянная, мы призваны совершать ее, ибо мы ежедневно нуждаемся в пище, подаваемой Христом. Мы ежедневно зависим от физической пищи, и точно так же мы ежедневно зависим от Христа

Это служение должно напоминать церкви о прошлом, о настоящей нужде непрестанно питаться Христовой благодатью и о будущем эсхатологическом аспекте Вечери.

2.3. Достойное участие в Вечере Господней

Обращаясь к коринфянам, Павел предостерегает их от недостойного участия в Вечере. В 1 Коринфянам 11 он пишет:

«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:27–32).

2.3.1. Предупреждение

Ввиду необходимости подготовки, в церквах обычно за неделю предупреждают о предстоящем совершении этой заповеди. Таким образом подчеркивается, что каждый раз перед участием в Вечере нужно проверять себя, чтобы не участвовать в ней недостойно. Каждый член церкви должен тщательно испытать свое сердце.

2.3.2. Характер этого испытания

Служитель должен сделать акцент на необходимости проверить свое духовное состояние. Павел предупреждает нас, что мы не должны есть и пить недостойно. Что он имеет в виду, говоря «недостойно»? Все люди являются «недостойными», поэтому слова Павла не означают, что мы можем «есть и пить» только тогда, когда у нас нет греха. Утверждать это — значит отрицать Евангелие и природу трапезы Господней. Эта трапеза предназначена для грешников. Если мы ненавидим грех, если мы каемся в нем, то это ведет нас к причастию и получению благодати, а не уводит от него. Вечеря Господня, пролитая Христом Кровь и ломимое Тело Христа предназначены для грешников, которые желают получить прощение и силы побеждать грех.

Итак, участвовать недостойно — значит приступать к Вечере Господней с нераскаянным сердцем, зная о своем неисповеданном грехе. Такое участие отрицает труд Христов ради нас и свидетельствует о нежелании принадлежать Христу и жить достойно имени христианина. Ключевой вопрос заключается в том, каемся мы в грехах или нет? Если нет, значит, мы не имеем права участвовать в Вечере. Если же мы искренне каемся, нам нужно приходить на Вечерю за милостью и прощением. В то время как Евангелие и Вечеря указывают на Христа и новый завет, мы можем слушать Слово, внешне никак не проявляя своего отношения к нему. Когда же мы приступаем к трапезе Господней, мы явно, публично демонстрируем свое заветное отношение к Господу. Мы показываем, что принадлежим Ему. Этот дополнительный фактор призывает нас тщательно исследовать самих себя.

2.3.3. Последствия недостойного участия в Вечере Господней

Павел предостерегает нас, что, недостойно участвуя в Вечере, мы едим и пьем себе осуждение. Это включает болезни, немощи и даже смерть.

Это — предостережение завета. Как было в случае завета Бога с Израилем, если мы находимся в завете с Господом, мы должны жить и поступать достойно этого завета. Если же мы будем жить недостойно этого завета и при этом пытаться свидетельствовать о Христе, Он может осудить и наказать нас, чтобы привести к покаянию.

2.4. Вечеря Господня и забота о бедных

Ранняя Церковь всегда проводила сбор денег для бедных после литургии Горницы. О сборе денег сказано в Вестминстерском «Руководстве по публичному богослужению». Логика этого ясна: необходимо заботиться о всех нуждах общины. В любой общине есть люди, которые находятся в затруднительном финансовом положении, так что принимать вместе с ними участие в Вечере, но при этом игнорировать их нужды — значит не любить Тела Христова и отрицать важный элемент Вечери.

2.5. Частота совершения Вечери Господней

Как мы уже отметили ранее, пищу следует употреблять регулярно, так что данная символика указывает именно на эту истину. Фраза «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию…» указывает на частоту и регулярность. Кальвин настаивал на еженедельном совершении причастия. Вестминстерское исповедание веры указывает на то, что Вечерю следует совершать часто.

Некоторые утверждают, что слишком частое совершение Вечери может привести к легкомысленному отношению к ней, и поэтому ее следует проводить реже. Они заявляют, что интенсивность этого служения важнее его частоты. Однако Вечеря — это средство благодати Божьей. Поэтому вопрос заключается не интенсивности служения, а том, что через него Бог дает нам Свою благодать во Христе. Это — трапеза, а не особый праздник, поэтому мы должны участвовать в ней регулярно. Насколько регулярно — это должна решить сама церковь.

3. Знак Завета в крещении

Baptism

Крещение — это второй знак завета. Следует обратить внимание на взаимоотношение между заветом и крещением. Крещение указывает на союз со Христом и вхождение в Его общину завета.

В книге Деяний мы видим, как были крещены отдельные люди, например эфиопский евнух (Деян. 8), так и группа людей, например Лидия со своим домом или тюремный страж и его домашние. В крещении мы соединяемся со Христом и Его Телом — Церковью. Вот почему, если это возможно, крещение необходимо совершать в присутствии всей общины.

3.2. Крещение как исповедание веры

Со стороны верующего крещение есть исповеданием его веры. В день Пятидесятницы Петр призвал иудеев покаяться и креститься. Они должны были покаяться в своем грехе распятия Христа и креститься во имя Его (Деян. 2:38). Крещение означало, что крещаемый иудей уверовал в Иисуса как Мессию и верой соединился с Ним. То же самое означало и крещение язычника. Язычники должны были покаяться в своем идолопоклонстве и креститься в имя Христа, показывая тем самым, что они последовали за истинным живым Богом.

Иисус говорит, что мы должны креститься во имя (слово в единственном числе) Отца, Сына и Святого Духа (три Лица) (Mф. 28:19). В Деяниях мы видим, что крещение часто совершалось во имя Иисуса. Каждая поместная церковь была вольна определять метод крещения. Обычно крестят во имя Святой Троицы.

Крещение осуществляется посредством окропления или излияния воды на крещаемого, отражая тем излияние Святого Духа в день Пятидесятницы. Это должен быть однократный акт, так как мы крестим в одно имя единого истинного живого Бога. Когда на крещаемого изливается вода, он должен исповедать имена трех Лиц: Отца, Сына и Святого Духа. Крещение — это публичное исповедание веры в Христа и союза с Ним.

«Руководство по публичному богослужению» учит нас, что мы должны постоянно подтверждать свое крещение, применяя верою обетования крещения. Необходимо научить крещаемого истине о том, что крещение — это не однократное действие, а постоянный живой союз со Христом, продолжающийся всю жизнь. Это следует время от времени напоминать всей церкви и каждый раз подчеркивать, совершая крещение.

Крещение символизирует работу Божию в нас, которая соединяет нас со Христом. С теологической точки зрения, крещение — это акт Божий, посредством которого мы соединяемся со Христом и получаем благословения нового завета.

3.3. Крещение детей

Доктрина о крещении детей, доктрина о завете и тот факт, что Божье влияние распространяется на весь дом, видны во всех Писаниях — как в Ветхом, так и в Новом Заветах[5]. В этом кратком обзоре мы рассмотрим учение Ветхого Завета и затем применим его в контексте нового завета.

В Эдемском саду Бог милостиво благословил Адама и всю его семью. Но пришел грех и разрушил эту семью. В то время как грех разрушает созданный Богом совершенный порядок, благодать Божия восстанавливает его, уничтожая грех. Благодать Божия действует против греха, а не против природы.

В Бытии мы видим, как благодать Божия действует в роду от Адама до Сифа. Также и Ной со всем своим семейством был спасен от потопа.

Бог заключил Свой завет с Авраамом и его потомством. Отрывок, который описывает заключение этого завета, явно разделяется на две части. Первая — это Бытие 17:1–6, где Бог заключает с Авраамом завет для того, чтобы еще более укрепить его уже существующую веру. Вступление в завет является знаком его веры, который еще больше укрепляет Авраама.

«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лицо свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя…» (Быт. 17:1–6).

Во второй части знак дается также всему семейству Авраама, включая всех будущих детей, начиная с восьмидневного возраста. Они получают этот знак, хотя еще не могут иметь веры.

«…И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною, и между вами, и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным (Быт. 17:7–13).

Итак, этот знак дается как Аврааму лично, так и всему его дому. Термин «дом» имеет более широкое значение, чем просто его родные дети. Он включает и всех слуг Авраама, и всех, кто живет у него в доме.

Внешний акт обрезания указывает на внутреннюю реальность — преображенное сердце, которое любит Бога и следует Его заповедям. Моисей так и говорит о том, что Израиль должен обрезать свое сердце:

«Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны…» (Втор. 10:16).

Моисей также отмечает, что Израиль получит благословения, когда Бог придет и восстановит их (уже в новом завете). Сам Бог обещал обрезать их сердца и сердца их детей:

«И обрежет Господь, Бог твой, сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе…» (Втор. 30:6).

Итак, обрезание было обетованием Бога, данным Аврааму, что Он будет Его Богом. Авраам поверил Богу и принял его обетование. Все его семя/дом, все, кто был обрезан, также должны были верить. Ответом на обрезание, на Божьи обетования должна была стать вера. Сам по себе знак не изменял людей.

Обетование, что Бог будет их Богом и Богом их детей, повторяется Израилю и в новом завете, — повторяется вместе с требованием, что Израиль и Церковь должны отреагировать на это верой. Проповедуя Израилю в день Пятидесятницы, Петр сказал:

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полỳчите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:38–39).

Обетование относилось к дару внутренней работы Святого Духа, содержанию и исполнению обетования, данного еще Аврааму. Это обетование касалось и их детей.

Павел проводит связь между обрезанием и работой Святого Духа в Филиппийцам 3:3 и Колоссянам 2. Обращаясь к церкви в Филиппах, он утверждает: «…обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся…» Павел применяет термин «обрезание» ко всей церкви, как к иудеям, так и язычникам, и утверждает, что оно исполнилось во внутренней работе Духа.

Также и в Колоссянам 2 обрезание представляется как могущественная работа Бога в сердцах верующих:

«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых…» (Кол. 2:11–12).

Бог говорит церкви, что Он Сам обрезал тех, которые были невозрождены, иудеев и язычников, в соответствии с обетованием, данным Аврааму (Гал. 3:8; Втор. 30:6)[6]. Бог Сам обрезал их, и теперь обетование, данное Аврааму, применимо и к Церкви.

Итак, подытожим данную аргументацию: 1) обрезание указывало на внутреннюю работу Бога в Святом Духе, которая преобразовывала сердца людей; 2) оно было дано как Аврааму, так и его детям; 3) сейчас это обетование применимо к новозаветной церкви.

Послание к Колоссянам также указывает на связь между обрезанием и крещением. Обрезание указывало на работу Бога в сердце человека. Кровь указывала на смерть Иисуса Христа на кресте. Теперь же, когда Христос пришел, миссия обрезания выполнена. Христос уже пролил Свою кровь. В новом завете мы соединены с Богом посредством крещения, и Дух работает в наших сердцах. Ветхозаветный знак обрезания заменен крещением.

В книге Деяний мы видим продолжение действия принципа, согласно которому Божья благодать действует на весь дом человека; тут же прослеживается идея о замене обрезания на крещение. Больше половины случаев крещения, описанных в книге Деяний, — это крещение целых домов, а не отдельных лиц (2:38; Пятидесятница — 10:48; Корнилий и Лидия — 16:15; темничный страж —16:33; Крисп — 18:8). Аналогичный случай — крещение Стефанова дома — описан в 1 Коринфянам 1:16. Сейчас мы не утверждаем, что все люди в этих домах уверовали, но констатируем тот факт, что крещение всего дома было в те времена обычной практикой. Ветхозаветное обетование, данное Аврааму, распространялось на верующих и их дома.

Проиллюстрируем это с помощью двух ключевых событий: обращения темничного стража в Филиппах и обращения Лидии.

«И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее…» (Деян. 16:14–15).

Лидия обратилась и крестилась вместе со своими домашними. Обетование, данное Аврааму, теперь перешло и на эту языческую семью через крещение. Бог стал ее Богом и Богом всех ее домашних. В данном случае нам ничего не говорится о ее домочадцах. Мы даже не знаем, уверовали ли они или нет. Мы с уверенностью можем утверждать только то, что они были крещены.

В случае с темничным стражем в Филиппах, который также был язычником, мы видим ту же модель. Его призвали уверовать, и затем он и его дом были спасены.

«И, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его» (Деян. 16:30–33).

Что означает крещение?

На более глубоком уровне крещение — это обетование Бога и Евангелие в видимой форме. Крещение действует на двух уровнях. По отношению к таким верующим, как Авраам и Лидия, оно является знаком и печатью завета, указывая, что они соединены с Божьими обетованиями, открытыми в смерти и воскресении Христа, и причастны к благословениям нового завета. По вере такие верующие получают знак крещения, и в ответ Бог соединяет их со Христом и всеми новозаветными обетованиями.

По отношению к детям верующих крещение представляет собой Божье обетование, которые они должны принять по вере. Бог уверяет их, что если они уверуют, то получат исполнение обетований, данных Аврааму. Детям необходимо объяснять обетования водного крещения и побуждать их уверовать в них. Когда они это сделают, они также будут соединены со Христом и воспользуются всеми привилегиями нового завета[7].

Итак, это обетование дано семье, а так как семья является частью церкви, оно также дано и церкви. Дети верующих родителей являются частью церкви, и поэтому они имеют право на данные ей обетования.

В негативном смысле это не есть обетование того, что все будут спасены. Мы читаем, что Бог возлюбил Иакова, а Исава, брата-близнеца Иакова, возненавидел, хотя они оба через своего отца Исаака были причастниками завета с Авраамом. История об Иакове и Исаве также предостерегает нас от мысли, что все дети верующих родителей будут спасены только потому, что они вошли в завет с Богом через своих родителей (Рим. 9:13). Только избранные приходят к сознательной вере. Это одновременно и утешает родителей, поскольку Бог совершает в их домах свою благодатную работу, и предупреждает их о том, что они должны учить своих детей и призывать их уверовать.

Так как крещение — это осуществление заветного Божьего обетования, оно может быть действительным даже тогда, когда совершается лицом, которое не совсем понимает сути крещения, или членом другой общины, если она не еретическая. Далее, так как крещение — это осуществление заветного Божьего обетования, оно преподается только один раз, если это было сделано правильно. Обетование Бога не зависит от того, как мы понимаем или принимаем его в данное время. Благословения крещения приходят к нам тогда, когда мы принимаем его по вере. Иаков, патриарх Израиля, пришел к сознательной вере спустя многие годы после того, как был обрезан.

Крещение и обещание родителей воспитывать детей в вере

Завет принадлежит как верующим родителям, так и их детям. И та и другая сторона имеют свою ответственность, что необходимо объяснять во время крещения. Родители должны воспитывать своих детей в повиновении Господу. Это — часть их заветной ответственности, поскольку завет был заключен не только с ними, но и с их потомками. Родители должны учить детей заветным обязанностям, суть которых заключается в том, чтобы верою принять заветные обетования.

Когда дети повзрослеют, они должны сознательно принять заветные обетования, сделав их своими собственными. Они должны стремиться понять природу заветного крещения и значение для них заветных обетований.

Совершение крещения детей на богослужении

Совершая крещение ребенка, служитель должен ясно объяснить суть заветного крещения родителям и всей церкви.

Служитель должен вдохновить всю церковь вспомнить и задуматься о собственном крещении, о покаянии в грехах и принятии верою обетований завета.

Служитель должен напомнить родителям о великом благословении завета для их детей, призвать их воспитывать детей согласно Божьим заповедям и, что особенно важно, побуждать их верою принять Божьи обетования. Родители должны понять, что они обязаны учить детей Слову Божьему, истине Евангелия, молиться вместе с ними и быть живым примером милости Божьей в их жизни.

Пресвитерианская церковь в Америке пользуется следующим полезным вопросником для родителей детей.

  1. Вы признаете нужду вашего ребенка в очищающей Крови Иисуса Христа и обновляющей благодати Святого Духа?
  2. Даете ли вы от его имени заветные обещания Богу и смотрите ли вы с верой на Господа Иисуса Христа как на Спасителя вашего ребенка и вашего личного Спасителя?
  3. Посвящаете ли вы целиком и полностью вашего ребенка Богу и обещаете ли со смиренным упованием на божественную благодать, что вы лично будете для него благочестивым примером в жизни, что будете молиться вместе с ним и о нем, что будете учить его истинам нашей святой веры и что будете с помощью всех средств, данных вам Богом, стремиться воспитать его в повиновении Господу? (BCO 56–5).

Выводы

Такие таинства, как Вечеря Господня и водное крещение, являются видимыми знаками Христовых благословений нового завета. Они возвещают нам видимым образом Евангелие. Слово и таинства связаны друг с другом и никогда не должны разделяться. Вечеря Господня должна регулярно совершаться в церкви Божьими представителями. Совершение Вечери Господней — это постоянное свидетельство церкви о том, что она ожидает возвращения Христа. Водное крещение должно преподаваться верующим и их детям. Это не просто однократное действие, а постоянный живой союз со Христом, в котором человек находится всю свою жизнь.

Вопросы к уроку 8

  1. . Каким образом таинства связаны со Словом Божьим?
  2. . Какую благодать сообщают таинства, которая не сообщается Словом? Каковы следствия этого?
  3. . Какие названия имеют таинства? Как это влияет на наше участие в Вечере?
  4. . На какие элементы Вечери мы должны обратить особое внимание?
  5. . Что мы имеем в виду под «защитой трапезы Господней»?
  6. . Что означает «есть и пить недостойно»?
  7. . Как часто мы должны совершать Вечерю Господню?
  8. . Почему водное крещение желательно совершать в присутствии всей общины?
  9. Каким образом во время крещения исповедуется вера?
  10. Что означает «подтверждать» чье-либо крещение? Как на это следует обращать внимание на богослужении?

52 В этом уроке мы рассмотрим само совершение таинств на богослужении, а не их теологию. Мы признаем, что это важное отличие, так как наше понимание теологии таинства влияет на то, как мы их совершаем на богослужении. Так, например, если мы придерживаемся католического взгляда на Вечерю Господню как на жертву и пресуществление, то есть считаем, что хлеб и вино буквально изменяются телом и кровью Христа, тогда месса будет центром нашего богослужения. Тогда на нашем богослужении все будет строиться вокруг мессы и ее силы прощать наши грехи. Если же мы рассматриваем Вечерю Господню как воспоминание, свидетельство о смерти Христа в прошлом, а не как нечто такое, что несет в себе благодать, то мы тогда сведем к минимуму ее значение. Реформатская позиция по этому вопросу заключается в том, что таинства являются средствами благодати и что через веру истины таинств дают благодать посредством Святого Духа.

53 Два ветхозаветных знака, обрезание и Пасха, в новом завете заменены на крещение и Вечерю Господню.

[3] Вестминстерское вероисповедание в 28:1 гласит: «Крещение есть новозаветное таинство, установленное Иисусом Христом, которое не только торжественно вводит крещаемого в видимую Церковь, но является для него знаком и печатью завета благодати, его привития ко Христу, возрождения, отпущения грехов и вручения его Богу во Христе, дабы он ходил в обновленной жизни. Это таинство, по собственному повелению Христа, должно совершаться в Его Церкви до скончания века».

[4] Вестминстерское вероисповедание в 29:1 утверждает: «Назначение этого таинства в том, чтобы вечно напоминать о принесении Им Себя в жертву в Своей смерти; служить печатью благ, приобретенных Его смертью, для истинно верующих; питать их духовной пищей и содействовать их возрастанию во Христе; утверждать их в сознании того, чем они обязаны Ему, и быть залогом и печатью их приобщения ко Христу и их единения друг с другом как членов Его духовного Тела».

[5] Крещение детей — это отражение теологии завета. Больше о теологии завета см.: www.Julian Zugg/MINTS/ENGLISH

[6] «И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: “в тебе благословятся все народы”» (Гал. 3:8).

[7] Более подробно на тему о заветном крещении детей см.: Covenants by Julian Zugg, www.MINTS.edu

Курс "Реформатское богослужение"

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

eighteen + nineteen =

Джуліан Майкл Загг

  Международная семинария в Майами 14401 Олд Катлер Роуд, Майами, США

Інші статті Джуліан Майкл Загг