Исповедание и отпущение грехов

Статті про літургію 22 серпня 2017 0 263

Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
– 1-е Послание Иоанна 1:7

Следующий шаг в богослужении обновления завета многие современные христианские церкви совершенно опускают. В оправдание подобной практики приводятся самые разные причины. Но для нас самое главное объяснить то важное место, которое занимает исповедание и отпущение грехов на каждом сознательно и последовательно христианском богослужении. Пытаться войти в присутствие Всемогущего Бога без смиренного исповедания грехов и искреннего принятия Его прощения во Христе – это в лучшем случае нечто субхристианское. «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65:18).   Инстинкты автора псалмов формировались поколениями жертвоприношений в скинии и храме. Есть способ приблизиться к Святому Богу Израиля, и первым шагом является очищение от греха. Это первый дар Божий, первое служение Бога Своему народу, собравшемуся перед Ним. Оно состоит в очищении нас от вины за свои прегрешения. Исповедание грехов и отпущение грехов соответствуют жертве очищения в ветхом мире животных жертвоприношений и исполняют ее. Этот решающий этап нашего восхождения в Божье присутствие приближает нас к Богу и правильно располагает нас на небесах, чтобы мы могли славить Его вместе с небесным войском ангелов и умерших святых.

Жертва очищения

Согласно Библии, когда людей вводят в присутствие Всемогущего Бога, они очень хорошо осознают собственную греховность и вину. Вспомните о том, что пережил Исаия. Его перемещение на небеса и видение величественной святости Бога сразу же возымело эффект: «Исаия закричал: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5). По сути то же самое произошло и с Иезекиилем, когда у реки Ховар он увидел славу Божью. «Увидев это», – говорит Иезекииль, – «я пал на лице свое» (Иез. 2:1). Возлюбленный апостол Иоанн, ученик, ставший очень «близким» Иисусу во время его служения на земле, увидев прославленного Господа Иисуса Христа, «пал к ногам Его, как мертвый» (Отк. 1:17).

Эти примеры приводятся для того, чтобы мы научились приближаться к величию Божьему должным образом. В каждом приведенном случае (а подобных примеров намного больше) «погубленными» в присутствии Божьем являются не неверующие и даже не отвратительные грешники, у которых может быть основание бояться гнева Божьего. Нет, «погубленными» являются те, кто находится в завете с Богом, но, тем не менее, приближаясь к Нему, они испытывают на себе Его святость. Они не отступились от своих принципов и не выпали из завета, поэтому нет необходимости возвращать их. В Божьей заветной благодати предусмотрено действующее прощение грехов для Божьего народа.

Израильтяне, к примеру, получив избавление из Египта и милостиво дойдя до горы Синай (Исх. 20:1), тем не менее, с большим страхом переживают присутствие Господа на горе Синай (Исх. 20:18-21). Господь ответил им тем, что дал возможность подойти к жертвеннику посредством жертв вознесения и мирных жертв (Исх. 20:22-26). Процесс вступления Бога в завет с освобожденным народом Израиля (или обновление завета Авраама) следует общей схеме богослужения обновления завета:

1. Яхве призывает их на гору Синай и объявляет о Своих намерениях (Исх. 10-20:17).
2. Яхве милостиво дает им жертвенник (место для убоя), чтобы увековечить Свое имя (Исх. 20:18-26).
3. Яхве говорит о применении закона (Исх. 21-23).
4. Завет утверждается/скрепляется трапезой (Исх 24).

Поэтому во время богослужения, оказавшись лицом к лицу с Господом Славы в начале службы и осознав свою непригодность, тонко чувствуя вину и осквернение, которое пристает к нам из-за нашего греха, первым и самым правильным действием с нашей стороны, как со стороны заветного народа Божьего, будет исповедание грехов. Помните, что каждое животное (символизирующее верующего), которое восходит к Богу в жертвенном ритуале, сначала следует убить на пороге, а его кровью обрызгать жертвенник, что является видимым знаком того, что справедливое Божье наказание за грех исполнено. Только после этого Бог начинает приближать животное и подготавливать его для восхождения в славное Божье присутствие в облаке над жертвенником. Точно так же каждый верующий христианин в начале богослужения должен умолять Бога Отца о прощении грехов на основании смерти Его Сына, Агнца Божьего, который берет на Себя грехи мира.

Приближаясь с кротким сердцем

По опыту мне известно, что современные люди зачастую жалуются при мысли о том, что прямо в начале богослужения им напомнят об их грехах. Они свирепеют, когда им напоминают о них во время богослужения. Для них это слишком тяжело. Слишком негативно! Современные неверующие американцы неловко себя чувствуют, когда при появлении в присутствии Божьем им напоминают об их вине. Поэтому во многих современных литургиях исповедание и отпущение грехов просто опускаются. Должны ли мы выкидывать момент исповедания грехов из порядка богослужения на том только основании, что «не имеющие церковного статуса» люди испытывают при этом неловкость? Кто сказал, что неверующие должны чувствовать себя уютно и легко на христианском богослужении? Если не поставить их лицом к лицу с их грехами, как можно привести их туда, где они падут ниц и скажут: «Истинно, с вами Бог» (1 Кор. 14:24-25).

1-е Послание к Коринфянам 14:24-25 является тем контрольным текстом, который используют сторонники «оказания помощи ищущим», желающие адаптировать богослужение, сделав его более приемлемым для «нецерковных» людей. Я не раз слышал такой аргумент: «Посмотрите, в 1 Коринфянам 14 Павел ожидал, что на богослужении ранней Церкви будут присутствовать неверующие. Поэтому, надо следить за тем, чтобы всё, что мы делаем во время службы, не обидело и не расстроило их. В сущности, следует узнать, каким хотят видеть богослужение нецерковные люди в данном районе, после чего изменить наше богослужение, сделав его более привлекательным». Один мой знакомый пресвитерианский пастор провел опрос общественного мнения в своем округе, спрашивая нецерковных людей о том, чтобы они хотели увидеть на воскресном богослужении. Что нам следует сделать для того, чтобы богослужение стало достаточно интересным, и вы пришли в нашу церковь? Воспользовавшись результатами опроса, он построил воскресное богослужение таким образом, чтобы привлечь этих неверующих людей в церковь.  Я видел это богослужение. Оно было устроено так, чтобы убедить пришедшего вернуться еще раз, поэтому во время службы было много интересных и занимательных видов деятельности, но она никогда бы не привела к тому, что представлял себе Павел в 1-м Послании к Коринфянам 14:24-25: «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог».

Когда дело касается литургии, мы не должны ставить во главу угла вопрос о том, не настроит ли она прихожанина нашей церкви неприязненно по отношению к неверующим. Главным вопросом должен быть следующий: «Соответствует ли исповедание грехов при входе в святое Божье присутствие библейским принципам?» Какой библейский герой входит в Божье присутствие, будто прогуливаясь, и поет: «Радость, радость, радость, радость переполняет мое сердце»? В конечном итоге, они могут выразить свою радость, но их первым ответом всегда должно быть исповедание грехов. Учит ли современное богослужение тому, как следует поклоняться, молиться, входить в Божье присутствие, если в них опускается совместное исповедание грехов? Здесь уместно привести комментарии Роберта Рэйберна:

Одной из серьезных слабостей нашего современного поклонения является тот факт, что мы не смогли прояснить неизменную святость нашего Бога. Верно, что Он является Богом всяком благодати, что Он бесконечен в Своей доброте и милости по отношению к нам. Но Он также – Бог очевидной праведности, который не может смотреть на грех. Очень многие служители создают впечатление, будто единственное, что все мы должны делать, это покоиться в благости Божьей, зная, что Он всегда даст необходимое исцеление и силу. Христианская жизнь не так проста. Верующий должен честно и благоговейно день за днем разбираться с грехом в своей жизни. Прежде, чем осмелиться поклониться Богу, мы должны помнить ясное учение Слова Божьего: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65:18). Пока мы искренне и открыто не исповедуем свои грехи перед Господом, наше поклонение не станет приятным в Его очах.

Совместное исповедание

Кроме этого, исповедание грехов является общей молитвой. Это молитва всей местной церкви, поэтому лучшими формами для данной молитвы являются те, которые подчеркивают её «корпоративную» сущность. Для использования в качестве покаянных молитв на данном этапе богослужения хорошо подходят молитвы, произносимые в унисон всей общиной, ответные молитвы (называемые «литаниями»), ответные молитвы покаянных псалмов (31, 50, 129 и др.) и гимны исповедания.

Подобно любому другому элементу поклонения, исповедание грехов общиной происходит как ответ на Божий призыв. Господь призвал нас в Свое славное присутствие, и, делая это, Он милостиво даёт нам возможность снова исповедать свои грехи и получить прощение. В общем, сам план богослужения в бюллетене помогает вспомнить о диалоговой сущности всей службы. Бог говорит через Своего рукоположенного слугу, а затем люди отвечают в послушании этому призыву. Обратите внимание на отрывок из бюллетеня обычного воскресного богослужения:

  • † Бог призывает нас к исповеданию грехов: 1 Ин. 1:8–9
  • Мы исповедует свои грехи (в унисон)

Всемогущий и многомилостивый Боже, я согрешил и сбился с пути Твоего, как потерянная овца. Я слишком полагался на склонности и желания моего сердца. Я нарушал Твои святые законы. Я не сделал то, что должен был сделать, и сделал то, что мне не следовало делать; и нет во мне благополучия.  Смилуйся надо мною, бедным несчастным грешником, о Господи. Помилуй меня, Господи, ибо я признаю свои проступки. Восстанови меня, ибо я раскаиваюсь в своих грехах.  Обнови меня согласно Твоим обещаниям, объявленным человечеству во Христе Иисусе, моем Господе. И помоги мне, милостивый Отче,  ради дорогого Христа, в будущем жить благочестиво, праведно и рассудительно, во славу Твоего Святого Имени.

Безмолвная молитва. Аминь.

В этом примере, который немного отличается от используемого в богослужении, на которое мы ссылаемся, Бог призывает нас к исповеданию, когда служитель читает 1 Ин. 1:8–9, и мы послушно отвечаем молитвой покаяния. Даже план помогает подтвердить данный порядок: ответ Божьего народа выделен абзацем, чтобы зрительно напомнить о том, что вы отвечаете на Слово Божье. Исповедание грехов в таком случае это составленная заранее молитва покаяния, которую община читает в унисон.

В нашей модели богослужения используется другая форма. Она начинается общим призывом пастора к общине, а затем вовлекает общину в чтение отрывка из Псалма 31:

† Призыв к исповеданию грехов

Возлюбленные в Господе! Придем со смиренными сердцами и исповедуем свои грехи Богу, Отцу нашему, умоляя Его во имя нашего Господа Иисуса Христа даровать нам прощение:

Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!                          Пс. 31:2
Я сказал: “исповедаю Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего.              Пс. 31:5

Всемогущий Боже, милосердный ко всем, кто обращается к Тебе. Услышь меня. Я пришел к Тебе, смиренно исповедуя свои грехи и моля о Твоей милости и прощении. Своими делами, словами и греховными помышлениями сердца я нарушал Твои святые законы. Я признаю перед Тобой свое непослушание, неблагодарность, гордыню, своеволие, все свои неудачи и недостатки, проявленные по отношению к Тебе, а также к моей семье и друзьям. Помилуй меня, всемилостивейший Отче, и по Своей великой благости даруй мне прощение, чтобы я мог и далее служить и быть угодным Тебе в новизне жизни. Молю, даруй мне прощение Свое через ходатайство моего Спасителя и Господа Иисуса Христа.

Безмолвная молитва. Аминь.

В идеале, при исповедании грехов община, если возможно, должна вставать на колени. Если верующие не стоят на коленях, они должны продолжать стоять после Входа.

Следует объяснить общине, что открытое исповедание грехов не призвано стать упражнением для биения сердца. Конечно, во время личной или безмолвной молитвы может иметь место ярко выраженное отвращение к самому себе и своим греховным склонностям. Однако исповедание грехов во время открытого совместного богослужения более похоже на исповедание веры, подобно чтению вслух Апостольского или Никейского Символа Веры. Как кто-то правильно заметил, исповедание грехов – это «заявление, в котором мы признаем, что являемся грешниками, независимо от того, чувствуем ли мы себя в данный момент особо отвратительно или нет».

После совместной официальной молитвы, предложенной общиной, как правило, наступает время молчания, чтобы каждый член общины имел возможность исповедать свои грехи сам лично про себя. Каждый верующий должен использовать это время тишины для того, чтобы исповедаться в конкретных грехах. Исповедание грехов должно стать очень важной частью вашей еженедельной программы. Оно дает христианам возможность «предстать чистыми» перед нашим Небесным Отцом.

Бог прощает наши грехи

После исповедания грехов мы слышим, как пастор провозглашает Божье прощение всем, кто открыто исповедал свои грехи и доверился только Иисусу Христу. Это милостивое Божье решение провозглашает служитель, используя традиционную формулу отпущения грехов или часть Слова Божьего, где говорится о Божьей любви и благосклонности к тем, кто смиренно признает необходимость Христа для своей жизни. Для нас это Божье слово уверенности, которое мы должны слышать каждую неделю.

Данный элемент богослужения (в соединении с исповеданием грехов) практически исчез из современного богослужения церквей евангельского вероисповедания. Как правило, в современном богослужении евангельских церквей открытое исповедание грехов вообще не имеет места (в конце концов, оно бы плохо смотрелось рядом с приходящими «религиозными потребителями», которые не верят в то, что являются грешниками), и, как следствие, нет и заявления о Божьем прощении грехов, совершенных за прошедшую неделю. Таким образом, народ Божий пропускает одно из главных благословений Дня Господнего: возможность еженедельного очищения и обновления завета – уверенность в Божьей благодати, которую официально провозглашает служитель верующим, покаявшимся в своих грехах.

Есть разные способы сообщения уверенности в прощении. Пастор может использовать отрывок из Писания, где говорится о Божьей благодати. Но также он может добавить к нему краткое объяснение и применение отрывка. В некоторых пресвитерианских литургиях есть краткое объявление, которое можно использовать на данном этапе богослужения. Вот пример из старой пресвитерианской «Книги общего поклонения»:

Пастор: Всемогущий Боже, свободно прощающий всех раскаявшихся и обратившихся в Нему, сейчас исполняет в каждом сокрушающемся сердце обещание искупающей благодати, отпуская нам все наши грехи и очищая нас от грешной совести через совершенную жертву Господа нашего Иисуса Христа.

В нашей модели богослужения используется немного иная форма, которая начинается с призыва «подняться» (с колен) или, по крайней мере, «поднять голову и услышать благую весть». Затем община отвечает на Божье заявление решительным «Аминь». Тем самым прихожане признают, что верят в то, что служитель провозгласил истинный вердикт Бога.

Пастор: Итак, поднимите голову и услышьте благую весть. Бог наш небесным Отец проявил милость к нам. Он отдал Своего единственного Сына, чтобы Тот умер за вас, и ради Него прощает вам все ваши грехи. Поэтому, как служитель Христа и Его властью, я провозглашаю вам полное прощение всех ваших грехов во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Община: Аминь.

Я назвал это «отпущением грехов». Правильна ли такая терминология? Это зависит от того, что понимать под отпущением. Это может быть отпущение в том смысле, который придает этому слову Католическая церковь. Пастор не имеет никакой особой власти отпускать грехи (как ошибочно думают некоторые), но он занимает должность, дающую ему право официально провозглашать Божье прощение грехов всем искренне покаявшимся. Существует одно отличие. Протестант, особенно относящийся к традиционной Лютеранской и Реформатской церкви, верит, что, согласно Писанию, пастор рукоположен Богом для того, чтобы представлять Христа народу во время богослужения. Следовательно, у него есть право провозглашать Божье прощение, но нет власть лично прощать кого бы то ни было (Мф. 16:17-20; 18:18; Ин. 20:21-23 и «Вестминстерское Исповедание Веры», гл. 30).

Когда Кальвин объясняет значение того, что Иисус в Евангелии от Иоанна 20:19-23 посылает апостолов как «обычных служителей Евангелия», он делает следующие наблюдения:

Теперь понятно, почему Христос использует такой величественный язык, чтобы рекомендовать и украсить служение, совершить которое Он предписывает апостолам. Причина состоит в том, чтобы верующие могли быть абсолютно уверены, что услышанное ими о прощении грехов является утвержденным Богом решением, и чтобы этому примирению, которое предлагается голосом человека, они придавали такое же значение, как если бы сам Бог протянул им Свою руку с небес. И церковь ежедневно получает самую большую пользу от этого учения, когда осознает, что её пасторы рукоположены свыше для того, чтобы стать гарантами вечного спасения, и она не должна скитаться в поиске прощения грехов, которое вверено их заботе 132.

Служители даны народу Божьему для того, чтобы народ «не скитался в поиске прощения грехов», а мог услышать слово прощения от своих пасторов и знать, что эти люди назначены «гарантами вечного спасения». Это значит, что пастор может (и, по сути, должен) уверенно и авторитетно заявлять об искупающей Божьей любви во Христе. Нежные души очень часто нуждаются в таком веском заявлении. Как апостол Иоанн мог убеждать святых, так и пастор может провозглашать своей общине прощение грехов во Христе (1 Ин. 2:12).

Однажды я спросил одну из постоянных посетительниц нашей церкви, почему она приходит на богослужение от случая к случаю. «Почему?» – спросил я. Она ответила примерно следующее: «Я просто не чувствую себя достойной. Когда я прихожу в церковь и вижу всех этих благочестивых мужчин и женщин и их семьи, мне кажется, я не должна быть здесь. Я знаю себя, пастор. Я не святая. Мне кажется, я не могу подготовить себя, в достаточной мере очиститься и быть готовой прийти в церковь на богослужение. Я знаю, что виновата. Я чувствую себя виновной, даже приходя в церковь!» Я ей ответил: «Джил, подумай о следующем. Ты приходишь в церковь не потому, что невиновна. Наоборот, ты приходишь в церковь виновной, потому что нуждаешься в прощении. Ты приходишь на богослужение, чтобы услышать, что Иисус Христос скажет тебе: «Твои грехи прощены!». Поэтому и все остальные приходят». Я напомнил ей о том, что в начале нашей литургии всегда присутствует исповедание грехов, после которого служитель провозглашает прощение грехов. «Как ты думаешь, зачем все это происходит?» – спросил я её. Она ответила, что никогда об этом не задумывалась. Она думала, что только ей каждую неделю нужно чувствовать уверенность в Божьей любви и слышать прощение во Христе.

Благодать еженедельного прощения

Я слышал, как известные в пресвитерианских кругах люди отрицали необходимость исповедания грехов во время воскресного богослужения. Их доводы выглядели следующим образом: если наши грехи уже прощены во Христе, зачем просить прощения каждую неделю? Если в тот момент, как уверовали, мы были оправданы «раз и навсегда», то зачем искать прощения каждую неделю или каждый день? Джон Фрэйм излагает данный аргумент в своей книге «Поклонение в Духе и истине» 134. Сначала он изменяет заветный порядок богослужения, используя для его описания неудачный и вредный термин «литургия воспроизведения». Далее он утверждает: «Литургия воспроизведения делает неясным смысл одного важного теологического понятия. Оно заключается в том, что искупление, совершенное раз и навсегда, находится в прошлом». В доказательство своей правоты он также отмечает особенность ситуации периода после Воскресения Христа. Он говорит, что нам не нужно каждое воскресенье исповедовать свои грехи, потому что Иисус умер и воскрес, после чего наши грехи прощены.

Задумайтесь об этом на минуту. Что меняется в ситуации после Воскресения, когда дело доходит до исповедания грехов?  Невероятно. Наши грехи уже прощены, и поэтому нам не нужно исповедовать их, когда мы приходим в Божье присутствие? Тем не менее, сказанное в 1-м Послании Иоанна 1:9 («Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды») – это воззвание, обращенное христианам, которое было сделано после Воскресения! Кальвин говорит о необходимости постоянного принятия оправдания, о том, что Бог должен «непрестанно» оправдывать нас, если в конце нам следует спастись.

Господь не наделяет нас праведностью одновременно с прощением грехов, как полагают некоторые глупцы, чтобы, получив прощение за нашу дурную жизнь, мы потом искали праведности в Законе. Поступая так, Господь бы только посмеялся над нами, вселив в нас тщетную надежду. Ибо у нас не может быть никакого совершенства, пока мы пребываем в смертном теле; с другой стороны, поскольку в Законе объявлены осуждение и смерть всем, кто не сохранит совершенной праведности в делах, то всегда есть возможность за что-то обвинить и осудить нас, и лишь предваряющая обвинение и осуждение милость Божья избавляет нас от них путём прощения непрестанного греха. («Наставление в христианской вере», 3:14:10. Выделение шрифта мое.)

Помимо аргумента, основанного на ситуации «после Воскресения», Фрэйм также спорит об акценте богослужения. В ответ на вопрос «Почему у вас нет совместного исповедания грехов и уверенности в прощении?» Фрэйм отвечает: «Потому что главный акцент мы делаем на радости в полученном прощении». И что? Как это отвечает на вопрос? Хотелось бы надеяться, что радость прощения является и нашим акцентом в поклонении. Но верующий не сможет испытать радость от прощения, если он или она не исповедует грехи.

Мне кажется, что если в начале богослужения каждую неделю вы будете исповедовать свои грехи, а затем слышать основанное на Слове Божьем объявление о прощение во Христе, которое делает служитель, то в сущности это «подготовит почву» для радостного богослужения. Но мы не хотим подчеркивать «плач о прощении», говорит Фрэйм. И мы не хотим, чтобы подобные вещи «доминировали в нашем богослужении». Прекрасно. Кто сказал, что это должно доминировать в богослужении? По моему опыту, на эти моменты в богослужении уходит, как правило, около пяти минут! Как же это может быть «главным акцентом» или тем, что «доминирует» на богослужении? Кто сказал, что совместное исповедание грехов в начале каждой службы это то же самое, что подчеркивание неумеренного «плача о прощении»?

Совместное исповедание грехов это просто искреннее и обдуманное перечисление своих грехов перед Богом, главная цель которого заключается в том, чтобы дать нам возможность получить прощение и тем самым обрести радость в Его присутствии. И почему эти элементы (исповедание и отпущение грехов) должны привести к «исключению других библейских акцентов», как утверждает Фрэйм? К тому же, это всего лишь два элемента литургии. Как исповедание и прощение могут расходиться с другими библейскими акцентами? Если они только не заполняют все богослужение! Но мы уже сказали, что они не должны занимать более пяти минут.

Настоящая проблема заключается в том, что современным людям не нравится, когда в начале богослужения им напоминают об их грехах. Для них это слишком тяжело. Это отворачивает людей. Это даже обижает самоуверенных христиан. Некоторые авторы даже утверждали, что исповедание и отпущение грехов «непонятно» современным людям. Сомневаюсь, что эти обряды непонятны. Скорее современным неверующим американцам не нравится, когда им напоминают об их грехах, когда они приходят в присутствие Божье. Они не понимают весь этот «шум» вокруг греха. И снова мой ответ: что с   того, что они неудобно себя чувствуют на богослужении, где есть совместное исповедание грехов? Богослужение обновления завета предназначено для Божьего народа, а не для неверующих. Если неверующие присутствуют на богослужении, пусть они наблюдают за смиренными христианами, которые исповедуют свои грехи и получают прощение от Бога Отца. Разве можно получить более «евангелизиционный» эффект? Учит ли современное богослужение людей тому, как надо поклоняться Богу, как молиться, как входить в Божье присутствие, если община не исповедует в начале свои грехи? Действительно ли они являются примером Евангелия перед миром, если опускают исповедание и отпущение грехов?

Богослужение. Благодать литургии обновления завета

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

four + 14 =

Інші статті Джеффри Майерс