Жертвенная литургия обновления завета

Статті про літургію 6 грудня 2016 0 87

Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве!

– Псалом 49:5

earlychurch2Мы установили, что целью общего собрания в День Господень является обновление завета. Но, как было сказано и что будет изучено более детально, Бог осуществляет обновление завета через жертвоприношение. Поэтому также можно сказать, что христианское богослужение является жертвенным. В своей разумной литургии, как говорит апостол Павел, мы должны “представить наши тела в жертву живую” (Рим. 12:1-2). В День Господень Бог приближается Сам для того, чтобы приблизить к Себе свой народ. Раздирающий нож Слова Божьего и преобразующий огонь Его присутствия возрождают и восстанавливают собрание верующих, готовы их для жизни в Его присутствии и работы в Его царстве. 40 В ответ на заветную инициативу Бога – Его приближение к нам – мы подчиняемся Его жертвенной работе, т.е. исповедуем грехи, благодарим, восхваляем и молимся, обновляясь посредством Духа и получая возможность воздать нашему заветному Господу славу, причитающуюся Его имени. Кульминацией происходящего является трапеза. Господь подает нам хлеб и вино, и как община мы ощущаем на себе Его shalom. Именно эту последовательность следует внимательно изучить в данной главе. Как именно все происходит? В подробном описании происходящего, особенно в порядке жертвенных обрядов, детально описанном в Ветхом Завете, скрыт божественный образец или литургия для народа Божьего, собравшегося для поклонения.

Учиться любить литургию

Прежде, чем обратиться к изучению заветного жертвенного порядка христианского богослужения, вероятно, нужно сказать несколько слов в защиту “литургии”. Это слово является библейским, и оно Христианское богослужение нужно рассматривать с разных теологических и практических точек зрения. Я решил проанализировать воскресную службу с точки зрения жертвоприношения в обновление завета, потому что преобладающая часть библейского свидетельства выступает в поддержку именно такой точки зрения. Но богослужение в целом можно также считать молитвой, представлением, временем, проведенным с семьей, восхвалением, драмой, игрой, смертью и воскрешением, диалогом, проповедью и т.д. Например, Майкл Скот Хортон в своей новой книге A Better Way: Rediscovering the Drama of God-Centered Worship (Grand Rapids, MI: Baker Books, 2002) решает построить своё обсуждение под образующей темой “драмы”, получая тем самым возможность удачного объединения под этой темой всех других точек зрения (включая обновление завета). Но, по-моему, все эти другие аспекты точно включены в жертвоприношение обновления завета, что помогает лучше сориентироваться в движении литургии в целом. Для большей информации по вопросу различных аспектов богослужения см. James B. Jordan, Theses on Worship: Notes Toward the Reformation of Worship (Niceville, FL: Transfiguration Press, 1994).

Обратите внимание, что традиционное название “Дня Господнего” можно перефразировать как “День Господа”, что является грамматическим эквивалентом первого. Поняв это, можно узнать о том, что происходит в воскресенье, из ветхозаветных пророческих описаний Дня Господа. Каждое воскресенье является прототипичным Днем Господа. Господь подходит ближе для того, чтобы освободить Свой народ и осудить Своих врагов. Судный День будет потрясающим воскресеньем в мировом масштабе.

не должно нас пугать, если мы правильно понимаем его значение. В Рим. 12:1, например, нас призывают в ответ на Божью милость принести свои тела в качестве живой жертвы. Такой образ действия является святым и богоугодным. В этом заключается наше “разумное служение”. Слово “служение” (или в некоторых вариантах “поклонение”) является переводом греческого слова latreia, которое означает жертвенное “служение” или “литургию”, посредством которой верующий представляет себя Богу (Фил. 3:3; Евр. 9:9; 10:2; 12:28).

В Деян. 13:2 служение в церкви Антиохии в День Господень описывается следующим образом: “Когда они занимались литургией Господней и постились, Дух Святой сказал им” (мой перевод). Во многих более современных переводах сказано, что церковь “служила” Господу. Слово “служение” означает “служба”, “услужение”, а в данном случае используется греческое слово leitourgeo, которое относится к открытому церковному богослужению. Трудно понять, является ли оно Божьим служением народу или служением людей перед Богом. Язык Деян. 13:2 (“литургия Господня” или “служение”) допускает двоякое толкование, и, возможно, это сделано намеренно. Вероятно, речь идет либо о служении, исполненном народом для Господа, либо о служении Господа для своего народа. Что бы это ни было, первое или второе, а, возможно, и то и другое, истинно одно: собравшаяся церковь в Антиохии занималась тем, что мы сегодня называем “богослужением”. Подобно христианам Антиохии мы собираемся церковью в День Господень не для того, чтобы служить самим себе, а чтобы Бог служил нам, а мы служили Ему. Это и есть “литургия Господня”.

В Евр. 9:6 слово “богослужение” (latreia) относится к церемониям или обрядам священников в скинии и храме Ветхого Завета. В новой эпохе весь Божий народ является священниками. Соединенные с Христом, являющимся нашим первосвященником, все прихожане, будучи “святыми”, имеют доступ в святилище. “Святой” значит “святой человек”. Данный термин несет особый смысл. В прежние времена святой человек мог перейти границу и войти в скинию или храм без страха наказания. Обычных священников приглашали в святое место (Исх. 28:9), а первосвященников – в святилище (Лев. 16:3; Евр. 9:25). После вознесения Иисуса в небесную скинию, все, соединенные с Ним, получили полный доступ во святилище как святые люди (“святые”). Поэтому, будучи новозаветными священниками, народ Божий исполняет священническое служение (latreia) внутри (а не снаружи) дома Божьего. Разумеется, такой образ “жертвенной жизни” coram deo должен стать отличительной чертой нашей повседневной жизни. Но в День Господень Бог собирает нас вместе как Тело Христа с особым смыслом: чтобы мы вошли в Божье присутствие как “живые жертвы”.

Таким образом, значение слова “литургия” в конечном итоге связано с библейской практикой “приношения” и “жертвы” в святой скинии и храме. Но важно не просто обнаружить слово “литургия” в Библии, а признать, что Бог установил и точно описал способ приближения к Нему. Бог снисходительно вовлекает нас в Свое присутствие, действуя не произвольно, а следуя определенному порядку действий, который находится под контролем святого и милостивого Триединого Бога. Согласно Новому Завету способ или порядок, с помощью которого Бог собирал животных в свое присутствие в Ветхом Завете, символизирует установленный Богом способ привлечения грешных людей в святое и животворное присутствие в Сыне. Посредством приношения “тельца из стада” (Лев. 1:5; буквальный перевод) с помощью священника Господь приближал к себе преданных верующих. Теперь в новом творении преданные верующие приближаются в Сыне с помощью Духа. Таков способ жертвоприношения. Оно отвечает на вопрос: “Как мы входим в присутствие Божье?” Приношения это qorban, “то, что приносят” (Лев. 1:3; 2:1; 3:1-2; 4:23; 5:11; 7:38). Более того, еврейский глагол “совершать приношение” или “приносить” (qrb) означает “способствовать приближению”. Верующий, приносящий в жертву животное, приближается к Богу. Библейское приношение это не изобретенный человеком способ получения чего-либо от Бога или вызов Его благорасположения. Правильнее будет сказать, что Бог милостиво предоставил человеку возможность войти в Его присутствие в Сыне через Духа. И это возможно посредством жертвоприношения.

Таким образом, жертвоприношение является установленным Богом способом милостивого приближения к Себе верующего посредством заменяющего его / символизирующего животного. В конечном итоге таков путь жизни, смерти, воскрешения Иисуса Христа и происходящего в результате включение Его (и нашей) человеческой природы в божественное существование Троицы. Иисус Христос за всех нас однажды принес Себя в жертву Отцу с помощью Духа, и мы, соединенные с Христом, идем тем же путем. С помощью Духа мы входим в присутствие Бога Отца в единении с Христом.

Именно это происходит каждый День Господень во время церковной службы. Особенностью жертвенного богослужения является то, что в соединении с Христом мы не только собираемся вместе с помощью Духа. Тот же Дух приводит нас в присутствие Отца в Его Сыне посредством очищения, освящения и причастия.

Жертвенный путь

Основное внимание данной главы будет направлено на вопросы, касающиеся порядка богослужения. Я имею в виду ход богослужения – что идет в начале, что после, и почему это должно следовать за тем, а то следует за этим. В нашей традиции в значительной степени пренебрегали временным аспектом библейского богослужения (вместо этого акцент делался на “элементах” богослужения). Тем не менее я считаю, что объяснение библейского порядка или последовательности человеческих действий при приближении к Богу на богослужении может стать ключом к возрождению в наших церквях здоровой основанной на Библии литургии.

С сожалением замечу, что в нашей традиции вы найдете немного полезных советов в данной области. Мы много говорим об “составных частях” службы, а также о том, что разрешается и что запрещается на богослужении. Но в наших кругах практически не возникает вопросов о правильном порядке или последовательности богослужения. Конечно, многие реформатские теологи и пасторы имеют общее представление о порядке богослужения. Но, как правило, они не продумывали до конца, почему такой порядок соответствует правильному. Я считаю, что традиционная последовательность христианской литургии в ранней церкви стала результатом инстинктивного знания библейского способа приближения к Богу, хотя церковные богословы не всегда ясно распознавали библейский источник своей интуиции. В конце концов, Церковь имеет иудейские корни. Если язычники присоединились к народу Божьему, они привились к масленичному дереву, которое росло уже многие поколения (Рим. 11:17,24). Апостолы пошли “во-первых, к Иудею” (Рим. 1:16), так что возникшая община была хорошо знакома с обрядами храмовой трапезы и, естественно, применила эти обряды к новозаветной трапезе. Как иначе они бы это сделали? Я хочу предложить разумное библейское объяснение того, как традиционный порядок христианского поклонения стал общим жертвенным богослужением обновления завета.

Не вдаваясь заранее в подробности, следует наметить в общих чертах временной ход жертвенного/заветного богослужения, прежде чем перейти к его детальному объяснению. Можно представить три главных “раздела” или “хода” в богослужении, являющихся тремя “шагами”. Движение литургии это восхождение в присутствие Божье установленным Им способом. На пути к жертвеннику и в присутствие Божье каждое жертвенное животное проходило через три “зоны” и подвергалось трем главным “операциям”. Так и верующий человек поднимается по тому же жертвенному пути до “святой горы” в Божьем присутствии. Верой мы понимаем, что в ходе воскресного богослужения Бог милостиво вводит нас в Свое присутствие и подготавливает нас во Христе для общения с Ним. Приближая нас к Себе, Бог проводит с нами три больших жертвенных “операции”.

К этим трём операциям или шагам можно подобрать подходящие им определения: очищение, освящение и причастие. Воспользуемся этими удобными названиями для обозначения трех главных операций, которые проводятся с жертвенными животными, когда Господь вводит их (и верующих, которых они представляют) в свое присутствие. При этом каждое жертвенное животное всегда

  1. убивают, а его кровью окропляют жертвенник (очищение и прощение). Затем
  2. с животного снимают кожу, разрезают на части, моют и выкладывают в определенном порядке на жертвенник (освящение). И, наконец,
  3. животное превращается в дым и входит в Божье присутствие в качестве пищи (причастие).

Таков жертвенный путь, который проходит каждое животное/верующий, когда Бог поднимает его к Себе. Животное/верующий очищается от вины греха через смерть заместительной жертвы, освящается, тем самым готовится для Божьего присутствия и, наконец, входит в теофанию Божьей славы облака, которое символически располагалось в центральной и верхней части жертвенника. Вспомните, что медный жертвенник был “святой горой” в миниатюре, или, можно сказать, переносной горой Синай. Три главных зоны, где проводились три операции с животным (перед жертвенником, на сторонах или по бокам жертвенника и в огненном центре сверху) соответствуют трем зонам на горе Синай (Исх. 10:12-25; 24:1-18) и трем помещениям в скинии (двор, святое место и святилище). Вход животного в огонь и его превращение в дым представляет собой вхождение верующего в Святое Святых и в облако-славу Божьего присутствия, что является эсхатологической целью искупленного человечества 45. Другими словами, животное/верующий символически движутся извне вовнутрь, снизу вверх. Его поднимают и принимают в жизнь и общение с Богом.

Довольно интересно заметить, что дополнительно к трем “шагам” или “операциям”, совершаемым с каждым животным, существовало также три главных вида жертвоприношений, являвшихся частью обычной литургии скинии/храма ветхозаветного поклонения. Это приношение очищения, приношение вознесения (которое иногда ошибочно называют “всесожжением”) и приношения общения (или мирное)

46. В каждом отельном виде приношения на первый план выдвигается одно из трех главных действий:

1) В приношении очищения подчеркивается и подробно излагается очищающий аспект жертвоприношения. Вот почему оно называется приношением очищения. Акцент в данном приношении делается на убиении животного и демонстрации крови на жертвеннике. Примером тщательно продуманного приношения очищения является Лев. 17 (день искупления), где подчеркивается акт исповедания и прощения. Два другие аспекта также присутствуют, но их значение несколько преуменьшено.

2) В приношении вознесения раскрывается элемент освящения и вознесения животного/верующего в Божье присутствие. Вот почему оно называется ‘olah (“вознесение” на иврите). Для вознесения готовят всё жертвоприношение. Основными действиями в данном приношении являются: снятие кожи с животного, разрезание его на части, омовение, а затем преобразование огнем всего животного, замещающего человека, и его вхождение в облако особого Божьего присутствия в скинии.

3) В мирной жертве или причастии раскрывается элемент единения и причастия с Богом. Ещё раз следует сказать, что общение с Богом является ключевым аспектом всех приношений, но именно в данном приношении он выдвигается на первый план. Слово shalom в переводе с иврита означает причастие, мир и общение. Shalom познается в трапезе. В данном случае подчеркивается такая сторона приношения, как еда. Приношение является “хлебом Богу” (Лев. 21:6). В мирной жертве причастие и мир с Богом символизируются не просто тем, что жертва превращается в дым и становится частью облака-славы Божьего присутствия. В данном приношении общение с Богом передается посредством обычной еды. Присутствуют и очищение и освящение, но основное внимание данного приношения направлено на совместную трапезу, которую верующий разделяет с Богом, священниками и своей семьей посредством жертвы.

Кроме того, эти три вида приношения всегда совершаются в одном и том же порядке: приношение очищения (очищение), приношение вознесения (освящение) и мирная жертва (причастие). Верующие очищаются и восходят в Божье присутствие, где они едят и пьют с Господом. В Левите 9, где говорится о начале периода священства Аарона, мы видим последовательность совершения всех этих приношения в литургии скинии. Таким образом, очевидно, что порядок или литургия приближения к Богу прослеживается не только в каждом отдельном приношении, но и в литургической последовательности регулярного совершения трёх постоянных приношений.

Тройной дар Божий

С библейской точки зрения эти три шага в богослужение можно также считать тремя способами Божьего служения нам или тремя дарами, которые даёт нам Бог в День Господень. Это дары славы, мудрости и жизни. Они соответствуют трем дарам, сокрытым в Святое Святых скинии (Чис. 17:10; Евр.9:4). Жезл Аарона с цветами миндального дерева (преображенный человек), копия Торы (мудрость) и сосуд с манной (жизнь). Сокрытое в Ветхом Завете теперь открывается во Христе (Исх. 16:31-34; Еф.3:9; Кол. 1:26; 2:3; Евр. 9:3-4; Отк. 2:17). Он является последним верным первосвященником (более великим Аароном). Он есть воплощенное Слово Божье (истинная мудрость Божья). Также Иисус является небесной манной, хлебом жизни, сошедшим с небес для того, чтобы дать жизнь миру. Эти три дара соответствуют трем способам Божьего служения нам, когда Он проводит нас по жертвенному пути в Свое присутствие.

 

Расцветший жезл

Аарона

 

Слава

 

Жертва за грех

 

Исповедание и восста- новление

 

Скрижали с деся- тью заповедями

 

Мудрость

 

Приношение  воз- несения

 

Освящение Словом

 

Сосуд с манной

 

Жизнь

 

Мирная жертва

 

Трапеза причастия

 

На первой стадии богослужения Бог воссоздает непосредственные заветные отношения с нами. Мы получаем дар прощения грехов и облачение праведного Христа. Бог восстанавливает наше положение в Его святом присутствии. Мы полностью восстановлены как цари и священники во Христе, имеющие право смело войти в присутствие Отца с помощью Духа. Это аналогично первой операции, совершаемой над жертвой: животное убивают и его кровью пропитывают жертвенник сверху донизу, открывая тем самым дверь в небеса от Бога человеку. Это также связано с “жертвой за грех” или “приношением очищения”, которое является первым при совершении всех трех обычных приношений. Необходимо пролить кровь. Животное (т.е. верующий) должно умереть. Затем следует покропить его кровь на жертвенник со всех сторон (что является способом восхождения в Божье присутствие) 48. Наличие крови открывает дорогу к святому Божьему присутствию. Никто не смеет войти в Божье присутствие, не исповедав грехи и не применив к себе действенность пролитой крови Христа. Без исповедания и прощения доступ в святилище закрыт.

Далее, Бог говорит с нами через Свое Слово, когда пастор читает, а затем объясняет библейские истины, применяя их в отношении собравшейся общины. Слушая Слово, мы внимаем водительству Духа для своей жизни. Обоюдоострый меч Слова рассекает нас на части и переделывает, как живых жертв (Лев. 1:6). Нож священника, который ранее убил животное, теперь готовит его к превращению в дым с помощью огня на жертвеннике. Нож и огонь на жертвеннике не разрушают, а преобразуют. Этот момент является решающим. Наказание смертью было исполнено при помощи ножа, когда животное убили. То, что с животным происходит нечто больше, чем просто умерщвление, говорит нам о том, что с этого момента оно готовится для присутствия Божьего. Теперь животное, представляющее верующего, готовят к превращению в дым на жертвеннике, когда оно войдет в присутствие Божьей славыоблака. Новый Завет ясно говорит, что Слово является преобразующим мечом Божьим, тем инструментом, с помощью которого Дух преображает людей Божьих (Евр. 4:12). Поэтому главными действиями на второй ступени жертвенного богослужения становятся чтение и проповедование Слова.

 

Следует заметить, что “приношение даров” (которое иногда называют “хлебным приношением), символизирующее приношение плодов труда верующего, осуществляется поверх животного приношения, которое в тот момент превращается в дым. Это соответствует сбору десятин и пожертвований от народа, которое следует за чтением и проповедованием Слова и предшествует причастию.

Третьим шагом и наивысшим моментом жертвенной литургии обновления завета является Вечеря Господня. В Ветхом Завете символом Вечери был момент, когда животное превращалось в дым, который поднимался и становился частью Божьего облака-славы, что указывает на верующего, достигающего наиболее близких отношений с Богом. Такое единение с Богом можно также увидеть в третьем последнем приношении, совершаемом в ходе жертвенной литургии, – мирной жертве, или приношении общения. Нет более точного символа близких отношений между Богом и человеком, чем трапеза причастия. На протяжении всего библейского изложения с Книги Бытия до Книги Откровения трапеза остается признанным символом глубокой Божьей любви и непосредственной близости с человечеством во Христе. Бог и человек мирно трапезничают за одним столом. В конечном итоге, именно общая трапеза с Богом является причиной для приглашения нас войти в Его присутствие. Совместная трапеза не только является кульминационным моментом в ходе обновления завета в День Господень. Трапеза причастия станет завершением всей истории, когда искупленная Невеста Христова примет участие в брачной вечери Агнца (Отк. 19:9,17).

В нашем порядке богослужения как только община получает прощение грехов и испытывает преобразующее действие Слова, Господь дает ей Своё заверение в мире – трапезу воспоминания завета. Приношения являются “пищей” (в буквальном переводе с иврита “хлебом”) для Бога (Лев. 3:11, 16; 21:6; Чис. 28:2; а в Лев. 6:10 сказано, что огонь должен “поглотить” жертву) и “приношениями хлебными” 50 (данная фраза только в книге Левит встречается более 25 раз). Богу не нужна пища (Пс. 49:7-15). Но Он находит удовольствие во “вкушении” Своего народа. Поглощение символизирует включение в общения с Богом. Господь наслаждается теми, кого приближает к Себе.

Такой жертвенный заветный порядок или последовательность приближения к Богу можно увидеть на протяжении всей Библии. Основываясь на различных библейских примерах происходящего с людьми, которых Бог приводил в Свое особое присутствие, мы могли бы установить по сути тот же самый порядок (Быт. 15:1-21; Исх. 3:4; 19:1; 24:1; Иез. 1:1-3:15; Ис. 6:1; Отк. 1:9-20 и др.). К нему же мы бы пришли в результате изучения формы и структуры самого завета или даже поразмыслив над свойственной Евангелию логикой, которую Павел объясняет в посланиях к Римлянам, Ефесянам и в других своих произведениях.

Поэтому часто повторяющийся лозунг о том, что “в Библии нет указаний о порядке богослужения”, является опасно обманчивым. Понятно, что Бог не дал нам примерный бюллетень или длинный список элементов богослужения и не описывал правильную их последовательность. Однако, что может быть яснее? Предписанный Богом способ приближения к Нему во время богослужения утверждается силой данных нам библейских заповедей, правил и примеров. Некоторые утверждают, что в текстах, используемых нами для изучения, Бог никогда не собирался передать образец требуемого порядка богослужения для новозаветной церкви. Тогда возникает вопрос: для чего же Бог действительно предназначил эти тексты? Если структура завета, жертвенная система и личные примеры мужчин и женщин, вошедших в присутствие Божье, не учат церковь правильному способу, правильному порядку приближения к Богу, тогда для чего они предназначены? Если данные отрывки не считаются литургическим наставлением для церкви, то чему они учат?

Вывод

На основании проведенного анализа можно сделать краткий обзор богослужения в целом. Бог служит собравшимся в церкви, которые переходят от падения ниц (что является конфессиональным жестом подчинения в ответ на призыв войти в Божье присутствие) к положению стоя (восхвалению за обновленное Божье прощение), затем к положению сидя (чтобы слышать Слово и получать из него знания) и, наконец, они склоняются над трапезой (чтобы насладиться общением с Богом за столом). Основная модель богослужения, состоящая из трёх частей, будет выглядеть следующим образом:

  • Бог очищает и восстанавливает нас через исповедание и отпущение грехов (жертва очищения)
  • Бог освящает нас Словом (жертва вознесения)
  • Бог причащается с нами за трапезой (жертва общения)

 

Наш ответ на Божье дело (т.е. наше служение Ему) согласуется с Его служением нам и представляет собой последовательность трех действий:

  • Мы исповедуем свои грехи, получаем отпущение грехов и отвечаем восхвалением
  • Мы слышим Слово Божье и предлагаем Ему свои дела и свою жизнь
  • Мы едим и пьем в мире с Богом за Его трапезой

Если объединить все вышесказанное и добавить призыв к богослужению в начале и благословение или Божье поручение в конце, то получится следующий порядок жертвенного богослужения или богослужения обновления завета, состоящий из пяти частей:

  • Бог призывает нас – Мы собираемся вместе и прославляем Его
  • Бог очищает нас – Мы исповедуем свои грехи и получаем прощение во Христе
  • Бог освящает нас  – Мы отвечаем молитвой и приношениями
  • Бог причащается с нами  – Мы едим Его пищу за Его трапезой
  • Бог уполномочивает (благословляет) нас – Мы выходим на службу Богу

Также можно было бы определить и главные моменты в языке трех библейских приношений, которые мы обсудили в данной главе. Это:

  • Вход
  • Жертва очищения
  • Жертва вознесения
  • Жертва общения
  • Благословение и выход

Движение литургии происходит от состояния напряжения к покою, от смерти к жизни, от плача к радости. Бог призывает нас, очищает, говорит нам, как нужно жить, подготавливает для служения в Его царстве и отправляет с поручением. Мы сдираем свои грязные одежды, омываемся кровью Христа, получаем белые одежды святости, которые служат брачным одеянием для трапезы, и, наконец, в результате нашего богослужения, мы облачаемся в доспехи для выполнения своей миссии в мире.

Теперь, совершив полный оборот и вернувшись в исходную точку, можно связать жертвенный порядок с порядком обновления завета, состоящим из пяти частей, о котором мы говорили во второй главе. Эта расширенная последовательность пяти действий соответствует одному из основных способов построения в Библии системы заключения завета, обновления завета и заветных документов. К примеру, порядок обновления завета можно увидеть во Второзаконии, где Бог

1) инициирует процесс обновления завета через Моисея, являющегося Его представителем, 1:1-5

2) вновь говорит о противодействии Израиля и о необходимости обновления, 1:6-4:43

3) учит израильтян их заветным обязательствам, 4:44-26:19

4) обещает благословение и угрожает проклятием, 27:30; и

5) поручает Иисусу Навину вести народ в обетованную землю, 31-34 53.

Такая заветная модель, состоящая из пяти частей, действует следующим образом: Бог милостиво овладевает Своими людьми (призывает), прощает их грехи, учит праведному образу жизни, заверяет в своем благословении (клятвами и знаками свидетельства) и, наконец, при завершении обряда обновления завета дает им поручение и обеспечивает их будущий успех. Именно это происходит с нами во время жертвенного богослужения обновления завета. Если быть более точным, можно сказать, что именно так Бог служит нам во время богослужения обновления завета.

***************

Приложение, поясняющее значение ритуального порядка жертвоприношений

Для кого-то может показаться странным или, возможно, оригинальным то, что я извлек уроки для христианской церкви из порядка жертвенных ритуалов Израиля. Несмотря на это я не считаю наличие в ритуальном порядке животного приношения литургического порядка христианского богослу-

52 Порядок заключения завета и обновления завета через жертву можно также соотнести с временными образцами развития истории человечества и биографий отдельных людей. Джеймс Джордан попытался раскрыть эти глубокие связи в серии вызывающих эссе From Bread to Wine: Toward a More Biblical Liturgical Theology, Draft Edition

1.1 (Niceville, FL: Biblical Horizons, 2001).

53 См. James B. Jordan, Covenant Sequence in Leviticus &Deuteronomy (Tyler, TX: Institute for Christian Economics, 1989).

жения чем-то необычным. Подобные связи устанавливали многие реформатские и евангелические толкователи Библии. Тем, кто в данном вопросе, возможно, нуждается в некотором сотрудничестве, я предлагаю изучить мнения различных знатоков и толкователей Библии.

А.Ф. Рэйни обращает внимание на то, что “формальное введение всех обрядов израильтян происходит в виде повествовательного описания (Лев. 9). Очевидно, что оно должно было стать прецедентом, как и предшествующие главы о священниках… Литургия в Лев. 9 основывалась на действительном храмовом порядке осуществления действий, доказательством чего является описание великого очищения и восстановления храма Езекиием (2 Пар. 29:20-36). Сначала приносили общую жертву за грех (ст. 20-24). За ней следовало всесожжение – ритуал, сопровождавшийся продуманными действиями поклонения в музыке и пении (ст. 25-30). На этой стадии царь провозглашал, что народ “посвятил себя Господу [состоянию святости перед Господом] ” (ст. 31). Поэтому собравшиеся были чисты, что давало им право участвовать в следующих приношениях посвящения (новые всесожжения) и благодарения (мирная жертва) (ст. 31-35)”.

Далее Рэйни утверждает, что такой литургический порядок “является ключом к пониманию религиозного значения системы жертвоприношений. Прежде всего, следовало разобраться с грехом, для чего нужно было совершить соответствующее приношение (жертву за грех и/или повинность). Это приношение было тесно связано с приношением всесожжения, которое следовало сразу же за первым (и сопровождалось хлебными приношениями и возлияниями, о чем свидетельствуют многие примеры) и соответственно завершало стадию самопогребения, требуемого для полного искупления. Теперь с точки зрения ритуала молящиеся подходили для последней стадии литургии. На этой завершающей фазе были представлены приношения всесожжения и мирная жертва (разумеется, вместе с хлебным приношением и возлиянием). Среди приношений всесожжения есть как добровольные дары отдельных людей, так и календарные приношения (символизирующие постоянную преданность народа в целом). Мирные жертвы символизировали коллективное событие, в котором участвовали Господь, священник и верующий (вместе со своей семьей и с нуждающимися в своем круге, Втор. 12:17-

19). Поэтому, ритуальный подход был следующим: искупление, освящение, общение” 55.

Гордон Венхам утверждает: “Образец ветхозаветных приношений может стать соответствующим образцом истинного христианского богослужения. Поклонение следует начинать с исповедания грехов, утверждения прощения, дарованного Христом, и полного повторного посвящения служению Богу, и лишь потом переходить к восхвалению и прошению” 56. С мнением Венхама соглашается Р.К. Харрисон:

Порядок приношений, описанный в ритуальных законах, является важным ориентиром для христиан касательно принципов богослужения, основанного на духовности. Из трех сформулированных понятий первоочередным является очищение от греха, на что указывает жертва за грех. После совершения правильного искупления верующий должен был подчинить свою жизнь и дела Богу, что показывают жертвы всесожжения и хлебные приношения. И наконец, ему предстояло насладиться общением с Богом в обстановке трапезы причастия, что представляет собой мирная жертва… Некоторые ранние христиане из язычников в Коринфе не были знакомы с духовными условиями, определяющими ход иудейского богослужения. Поэтому они не соблюдали этот порядок и не могли различить Тело Господне (1 Кор. 11:20-21, 29).57

Кроме современных протестантов – Венхама и Харрисона – придется обратиться к более ранним комментаторам, так как зачастую кажется, что они менее боялись признать существенное единство Ветхого и Нового Заветов. Достаточно привести несколько примеров. Немецкий толкователь С.Ф. Кейл объясняет значение порядка жертвоприношений следующим образом:

“Жертвенный закон, предписывающий пять видов приношений, охватывает тем самым все аспекты необходимого проявления Израилем истинного отношения к своему Господу Богу. В жертвах всесожжения предвещалось освящение всего человечества в самоотречении Господу, в хлебных приношениях были предсказаны плоды этого освящения, а в мирной жертве – блаженство обладания спасающей благодатью. Наряду с этим искупительные жертвы стали средством уничтожения преграды, возникшей между грешником и святым Богом в результате греха, и обеспечивали прощение греха и вины, чтобы грешник вновь мог получить неограниченный доступ к заветной благодати”58.

В комментариях к Книге Левит 9:8-21 и ритуальному порядку жертвоприношений, Кейл и Делиц делают следующее замечание: “Первой всегда приносили жертву за грех, потому что она служила для устранения возникшего в результате греха отчуждения человека от святого Бога посредством искупления грешника и для уничтожения всяких преград, препятствующих его приближению к Богу. Затем следовала жертва всесожжения, являвшаяся выражением полного подчинения искупленного человека Господу. И, наконец, мирная жертва, которая с одной стороны была выражением благодарности за полученную милость и прошением о её продолжении; а с другой стороны являлась печатью заветных отношений с Господом в жертвенной еде”. 59

Такого же мнения придерживается Самуэль Келлог в “Книге Левит” (The Book of Leviticus (London: A.C. Armstrong and Son, 1899)):

Значение данного порядка сразу станет ясным, если принять во внимание точный смысл каждого отдельного приношения. Основная цель жертвы за грех – искупление греха через пролитие крови. В центре всесожжения – полное подчинение человека (в образе жертвы) Богу. В хлебном приношении в похожей форме показано освящение плодов труда человека, а в мирной жертве – поддержка жизни посредством Господней трапезы и общение с Богом и друг с другом с мире и радости. Из этой модели богослужения скинии мы выносим прекрасный урок, состоящий в том, что данный порядок определяется законом духовной жизни” (стр. 222).

Поэтому давайте ни в коем случае не будем забывать урок, полученный из порядка данного ритуала: до мирной жертвы следует совершать всесожжение, а перед всесожжением необходимо приносить жертву за грех. Объясняя символизм происходящего, можно сказать иначе: совершенное общение с Богом в мире и радости возможно только после освящения, а полное освящение возможно и приемлемо Богом во всяком случае только после принятия с верою великой Жертвы за грех, которая согласно Божьему установлению является умилостивлением за наши грехи и прощением вины” (стр. 228).

С этим соглашается Робертсон Никол: “Значение данного порядка сразу станет ясным, если принять во внимание точный смысл каждого приношения. Основная цель жертвы за грех – искупление греха через кровопролитие. В центре всесожжения – полное подчинение человека (в образе жертвы) Богу. В хлебном приношении в похожей форме показано освящение плодов труда человека, а в мирной жертве – поддержка жизни посредством Господней трапезы и общение с Богом и друг с другом с мире и радости”.

К тому же выводу приходит Питер Ландж: “В порядке приношений Аарона за себя и за народ ясно выражена последовательность шагов для приближения к Богу. Сначала, прощение греха, затем полное посвящение Богу и после этого причастие с Богом и Его благословение”.

Наконец, даже в учебной Библии в английском переводе 1978 года совершенно правильно сказано: “В случае совершения более одного приношения (как в Чис. 6:16,17) последовательность была обычно следующей: (1) жертва за грех и повинности, (2) всесожжение, (3) жертва общения и хлебное приношение (вместе с возлиянием). В такой последовательности частично раскрывается духовная значимость системы жертвоприношений. Во-первых, следовало разобраться с грехом (жертва за грех или повинности). Во-вторых, верующий полностью посвящал себя Господу (жертва всесожжения и хлебное приношение). В-третьих, устанавливалось общение или причастие между Господом, священником и верующим (жертва общения). Другими словами, были жертвы искупления (жертвы за грех и повинности), освящения (всесожжения и хлебные приношения) и причастия (жертвы общения, в числе которых были приношения обетов, благодарения и доброй воли)”.

Богослужение. Благодать литургии обновления завета

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

3 × two =

Інші статті Джеффри Майерс